Реформа системы российского высшего образования медленно, но верно набирает ход. Споры о том, вводить или не вводить два уровня вузовского обучения, закончились - сегодня все, включая ректорский корпус, приняли это как данность. Главное, что осталось определить - это сам механизм перехода к новым образовательным стандартам. В пятницу, 9 марта, правительство рассмотрело и одобрило проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", подготовленный Министерством образования и науки РФ. Согласно проекту, отечественные вузы будут готовить дипломированных выпускников трех видов: бакалавров, магистров и специалистов.
Суть нововведений, по сравнению с тем, что существует в области образования сейчас, заключается в следующем. Принятые в 1996 году уровни подготовки - бакалавриат и магистратура, которые раньше рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному, предлагается разделить и обособить, снабдив каждый самостоятельным государственным образовательным стандартом и самостоятельной итоговой аттестацией. Соответственно, бакалавриат станет "первым" уровнем высшего образования, а магистратура - "вторым". При этом привычная, заведенная еще с советских времен разновидность высшего образования - подготовка дипломированных специалистов, или специалитет - также остается в силе, но не для всех специальностей. Она, согласно новому законопроекту, сразу будет приравнена ко "второму" уровню и, как и магистратура, даст дипломированному выпускнику пропуск в аспирантуру и докторантуру, если выпускника это заинтересует.
Инициаторы нововведений, Минобразнауки и его глава Андрей Фурсенко, объясняют необходимость реформы двумя главными причинами. Во-первых, Россия с 1993 года присоединилась к так называемой Болонской декларации, то есть соглашению между высшими учебными заведениями Европы о выработке единого стандарта в области образования. Такое соглашение, по мнению авторов этой идеи, позволит университетам из разных стран шире обмениваться студентами и преподавателями, а также устранит формальные различия между выпускными дипломами - если все учатся по одному стандарту, то какая разница, что заканчивал тот или иной студент - Сорбонну или МГУ, и во Франции и в России его диплом должны рассматривать с одинаковым уважением.
Во-вторых, Фурсенко давно уже настаивает на необходимости снизить государственные затраты на обучение студентов, многие из которых, по его словам, не востребованы сегодняшним рынком труда. Об этом он говорил и в пятницу, представляя проект нового закона на заседании правительства. Больше половины, нет, поправил себя министр, две трети нынешних выпускников российских вузов либо работают не по специальности, либо вынуждены доучиваться и переучиваться на предприятиях по месту работы. С другой стороны, рынку труда требуются специалисты, которых вузы просто не готовят. Такая ситуация, с точки зрения министра, недопустима и требует реакции на государственном уровне, а также широкого вовлечения работодателей, например из сферы бизнеса, "в прогнозирование перспективных потребностей в образовании", чтобы "существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени".
Действительно, во многих странах Европы бакалавриат и магистратура как два раздельных уровня обучения существуют уже давно и прижились, и коль скоро Россия готова сотрудничать с ними в сфере образования, чужие порядки придется уважать и учитывать. То, что российское высшее профессиональное образование "перекошено" в сторону предметов, сильно оторванных от практики, - тоже ни для кого не секрет. Это признают даже представители самих вузов. Так, по словам Виктора Садовничего, ректора МГУ имени Ломоносова, исследование, данные которого приводились на на VIII съезде Российского союза ректоров, показало: в сфере малого и среднего российского бизнеса, причем в самом его примитивном секторе - в розничной торговле - заняты десять миллионов человек, половина из которых имеет высшее образование, причем полмиллиона из них - даже два. Деньги, потраченные на их обучение, не вернутся государству даже в виде налогов, не говоря уже о производственной эффективности.
При этом, однако, декларируемые авторами законопроекта цели и механизм, предложенный для их достижения, как-то не очень соответствуют друг другу. Во-первых, наряду с самостоятельными "европейскими" уровнями обучения, бакалавриатом и магистратурой, сохраняется еще один уровень - специалитет, который все же в "болонские" стандарты не вписывается. Причем разделение между бакалавриатом/магистратурой и специалитетом будет жестким - по одним специальностям выпускников будут готовить "в два приема", а по другим - в один. И дело, значит, не в том, что нынешнее предложение кабинета министров вводит некие новые уровни высшего образования, а в том, что оно предлагает разделить специальности, по которым сегодняшние российские вузы дают высшее образование, на две категории: те, которыми "стоит обмениваться" с Европой, и те, которыми обмениваться "не стоит". И что самое интересное, и это во-вторых, список тех специальностей, которыми обмениваться не стоит, будет устанавливать вовсе не рынок труда и не бизнес, а само правительство Российской Федерации, как прописано в законопроекте. Бизнесменам, желающим поучаствовать в составлении учебных планов, в лучшем случае достанутся бакалавры с магистрами.
С точки зрения государства, в этом есть прямой смысл. Государство заинтересовано в наиболее эффективном вложении денег, в том числе и в образование. Ему важно, чтобы каждый выпускник вуза, получивший специальность в том секторе экономики или социальной сферы, от которых непосредственно зависит его, государства, стабильность, работал на своем месте, а не шел, например, торговать на рынке. Это означает, что будущих врачей, инженеров, летчиков, работников транспорта, военных, сотрудников госбезопасности и представителей подобных "государственных" профессий, для освоения которых будет введен специалитет, правительство возьмет под свою опеку. Им достанутся значительные бюджетные средства плюс гарантия трудоустройства, обеспеченная статусом их дипломов, который при этом неизбежно повысится.
Остальным - представителям гуманитарных специальностей, а также всевозможным будущим менеджерам среднего звена - будет предложена сокращенная программа обучения на первой ступени, острая конкуренция за право учиться на второй (новый законопроект предусматривает такие же вступительные экзамены в магистратуру, как и в бакалавриат), более индивидуальный учебный план (при переходе в магистратуру можно будет сменить специальность), более скромные бюджетные деньги, более тесная связь со сферой бизнеса и рынком труда, Болонья и прочие прелести европейской студенческой жизни. Видимо, без всяких последующих гарантий, даже в своей собственной профессиональной сфере - недаром первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев, слушая пояснения Фурсенко, поинтересовался: а не получится ли так, что работодатель, наниматься к которому придут два специалиста с высшим образованием, один бакалавр, а другой магистр, всякий раз заведомо будет выбирать магистра?
Таким образом, законопроект, одобренный в пятницу на заседании правительства, еще жестче проводит грань между "престижными" и "непрестижными" профессиями, которая в советское время и в 90-е годы оставалась все же достаточно размытой. Его цель - по возможности мотивировать будущих студентов к освоению "нужных" государству специальностей и отсечь тех, кто предпочитает свободные профессии или просто не готов учиться всерьез, от значительной государственной поддержки. Формально, все три способа получения высшего образования - бакалавриат, магистратура и специалитет - являются полноценными и как бы равноправными в глазах работодателей. По сути же главный российский работодатель - государство (по данным того же Садовничего, из 64 миллионов наших работающих сограждан 28 миллионов трудятся именно на него) - заинтересовано только в специалистах; магистры, как наиболее обученная и активная группа "второй ступени", будут до некоторой степени востребованы крупным бизнесом и рекрутинговыми агентствами; а бакалавры отправятся искать счастья самостоятельно. Хорошо, если на рынок труда, а не сразу на овощной, например.
В связи с этим значительные потрясения ожидают не только будущих студентов и их родителей, но и саму вузовскую систему. В законопроекте говорится: "Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно". На практике это означает, что и к вузам подход будет государственный - "нужные" получат по максимуму, в том числе и бюджетных средств, остальные - по минимуму (разве что добрый бизнес поможет). Для вузов со сложной внутренней структурой (например, того же МГУ, часть факультетов которого сохранят специалитет, а часть - вынуждены будут перейти на двухуровневую систему) это означает еще и болезненный процесс перестройки учебных планов, профессорско-преподавательского состава и так далее.
Законопроекту, подготовленному ведомством Андрея Фурсенко и одобренному правительством, предстоит, как обычно, пройти Госдуму, Совет Федерации и президента. Интересно, на каком этапе кабинет министров, наконец, опубликует список вузов, осуществляющих подготовку дипломированных специалистов? Как бы там ни было, реализацию новых планов предполагается начать уже в новом учебном году - с 1 сентября 2007 года.
Дмитрий Иванов