С 9 по 11 марта 2007 года в выставочном центре "Крокус Экспо" прошла выставка Gamex-2007. Организаторы расшифровывают название своего детища как Global Amusement Moscow EXhibition, то есть позиционируют его не просто как показ компьютерных и видеоигр, а развлекательную выставку, да еще и глобальную. Лента Ру не могла пропустить подобное мероприятие, не проверив, в какой степени результат соответствует амбициям.
Начнем с грустного. Добираться до "Крокус Экспо" не слишком удобно. Кроме того, музыка и речь на территории самой выставки GameX неслась из динамиков с такой громкостью, что становилось жалко представителей разработчиков, вынужденных торчать у своих стендов целый день. "Со временем привыкаешь" - делились опытом некоторые из них.
С другой стороны, "Крокус Экспо" куда больше подходит для подобного мероприятия, чем, скажем, пятьдесят седьмой павильон ВВЦ, где не далее как в прошлом ноябре состоялась выставка "ИгроМир". По крайней мере, не было необходимости пробираться сквозь толпы геймеров, застрявших в узких проходах между стендами. Кроме того, компьютерные и видеоигры - это все-таки развлечения будущего, так что куда логичней демонстрировать их в современном выставочном центре, а не в запылившихся павильонах ВВЦ.
Посмотреть, между тем, было на что. Например, широкой публике впервые продемонстрировали долгожданную консоль Sony седьмого поколения PlayStation 3, и даже дали подержаться за контроллеры SIXAXIS. Надо ли говорить, что этот стенд осаждали толпы геймеров. PS2, старшая сестра новой приставки Sony, скромно разместилась у выхода из павильона, так сказать, в тени младшей родственницы. И, надо сказать, младшая затмевала ее полностью, если не количеством и качеством игр, то уж точно графикой. Даже God of War 2, игра по меркам PS2 практически совершенная с технической точки зрения, на фоне продукции для PS3 смотри нечетко, бледно и размыто.
Стенд Nintendo был оформлен как боксерский ринг. В центре, как несложно догадаться, проводился турнир по боксу на Wii, и даже образовалась очередь из потенциальных спортсменов. На периферии можно было пообщаться с портативными консолями Nintendo DS, впрочем, стенд был оборудован не слишком большим их числом.
Стенд, посвященный делающей первые официальные шаги в России консоли Xbox 360, давал возможность поиграть, кроме всего прочего, в Oblivion и Gears of War.
Довольно любопытно был оформлен стенд, посвященный долгожданной игре S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl: его создатели попытались привнести в оформление элементы постапокалиптического будущего. S.T.A.L.K.E.R., напомним, это созданный украинским разработчиком шутер от первого лица, где во главу угла поставлен не отстрел всего движущегося, а выживание и взаимодействие с постоянно изменяющимся окружающим миром. Игра была анонсирована в 2001 году. Предполагалось, что релиз состоится в 2003, но затем это событие неоднократно откладывалось.
В результате ситуация со "Сталкером" сложилась парадоксальная до смешного: на церемонии вручения Gameland Award, состоявшейся в рамках GameX-2007, игра была признана самым ожидаемым проектом года. Ирония в том, что этот же титул она получила и на прошлой церемонии.
Вблизи же самый ожидаемый шутер оказался не слишком впечатляющим. Современной графикой сейчас довольно трудно кого-либо удивить. Тем более, что события "Сталкера" развиваются в мертвой чернобыльской зоне, выдержанной в угрюмых серых тонах. Все новшества, заявленный разработчиками (полная нелинейность сюжета, потрясающий искусственный интеллект, реалистичная смена времени суток) просто не успеваешь разглядеть на стенде. Подобные проекты, претендующие на определенную "глубину", довольно сложно представить в выгодном свете в формате выставки, когда у посетителей глаза буквально разбегаются, и останавливаться перед конкретным стендом более чем на десять минут нет никакого желания.
В связи с этим крайне выгодно смотрелся стенд компании Alawar Entertainment, специализирующейся на казуальных играх. Казуальные игры - это такие компьютерные развлечения, которые не требуют специальной подготовки. Эдакие игры "на один укус". Можно сесть за любой компьютер (которых, кстати, на стенде Alawar насчитывалось около полутора десятков), взяться за мышь и клавиатуру и буквально с первого же нажатия на клавишу втянуться в игровой процесс. Чтобы через десять минут пересесть за соседнюю машину и опробовать еще одну игру из обширного каталога Alawar или даже вовсе уйти исследовать просторы выставки.
Самым неожиданным стендом стала, пожалуй, экспозиция, собранная будущим Музеем игр. Сам музей, создатели которого планируют отразить историю развития видеоигр, откроется не ранее 2008 года. Но некоторые экспонаты из коллекции можно было рассмотреть и потрогать уже сейчас.
Например, создатели музея собрали любопытную коллекцию архивных консолей; некоторые из них даже корреспонденты Ленты Ру впервые увидели "живьем". Но совершенно особенные чувства вызвала подборка старых советских игровых автоматов. При одном взгляде на, скажем, "Морской бой", у геймера со стажем на глазах появляются слезы. Увы, многие игровые автоматы (даже большинство из них) не функционировали. Включая и уже упомянутый "Морской бой". Хочется верить, что к моменту открытия музея их все-таки приведут в рабочее состояние.
Хочется отметить, что пока GameX - это вовсе не Токийская игровая выставка и не Games Convention в Лейпциге. Разработчики не торопятся демонстрировать российским геймерам свои новейшие шедевры, не спешат ошарашивать зрителей трейлерами к будущим хитам. Но, так или иначе, у выставки есть будущее. По подсчетам устроителей, за три дня число посетителей GameX составило около 47000 тысяч. Цифра достаточно внушительная.