Интернет и СМИ
18:47, 12 марта 2007

Первый пошел Британская газета сообщила о первом эмигрирующем из России журналисте

В эти выходные британская The Sunday Times написала о российской журналистке, попросившей политического убежища в США. Событие беспрецедентное - по словам экспертов, это первый случай в постсоветской России, когда сотрудник российских СМИ обращается к западным странам с подобной просьбой. Если данные британской газеты подтвердятся, то это может привести к эскалации информационного противостояния между Россией и Западом.

Как следует из публикации The Sunday Times, журналистка должна уже на этой неделе покинуть Россию и перебраться в Америку, где ей обещано политическое убежище. Женщина, чье настоящее имя в интересах ее безопасности не раскрывалось, характеризуется как обладатель журналистских премий и эксперт по Кавказу. В публикации также рассказывается о двух отравлениях. Первый раз журналистка, которую газета называет Марией Ивановой, почувствовала себя плохо в октябре после того, как во время ее отсутствия неизвестный взломал дверь в ее квартиру. Поменяв замки, вечером того же дня Иванова выпила кофе, а ночью проснулась от сильной боли - у нее слезла кожа на губах и пальцах. В больнице тогда диагностировали почечную недостаточность.

Месяц спустя, по данным The Sunday Times, женщину вновь госпитализировали в больницу. Медики обнаружили у журналистки недостаточно хорошее кровообращение сердца, однако сама Иванова уверена, что ее отравили, - в последний раз ей стало плохо после того, как она выпила чай. Женщина также жалуется на непрерывные угрозы со стороны спецслужб.

Еще в воскресенье новость растиражировали российские интернет-СМИ, активно статья британской газеты обсуждалась в блогах. Пытаясь угадать имя журналистки, скрывающейся за псевдонимом "Мария Иванова", блогеры называли автора "Эха Москвы" и "Новой газеты" Юлию Латынину, соратницу Гарри Каспарова и журналистку Марину Литвинович, корреспондентку газеты "Чеченское общество" и, по некоторым данным, вдову Шамиля Басаева Элину Эрсеноеву.

С самой экзотической версией ближе к вечеру выступила автор "Огонька" Наталья Радулова. Журналистка, специализирующаяся на статьях об отношениях между мужчинами и женщинами, призналась, что это о ней писала The Sunday Times: "Пришло время признаться. Сейчас я нахожусь в безопасности, среди друзей, поэтому могу рассказать все честно. Вы все помните о том, что некоторое время назад я блевала тридцать раз в сутки? Меня отравили. Я постоянно получала угрозы от спецслужб в ЖЖ и на почту, комментарии вроде "Убей себя апстену", и жила в постоянном страхе. А так как я являюсь российской журналисткой, специалистом по Кавказу и к тому же мне, как вам опять же известно, негде жить в Москве, то я решила попросить политического убежища в США. Прошу меня понять, если сможете". Поняли не все. "Это какой-то исключительно тонкий юмор..?", - спрашивал у Натальи Радуловой продюсер новостей телеканала Russia Today.

Куда более правдоподобной блогерам и СМИ показалась версия о том, что за псевдонимом "Мария Иванова" может скрываться журналистка из Нальчика Фатима Тлисова - корреспондент AP и шеф-редактор южной редакции российского информагентства "Регнум". Комментируя публикацию The Sunday Times на сайте Livejournal.com, Марина Литвинович вспомнила о том, что Фатима Тлисова "в прошлом году была отравлена". Этот случай комментировался западной прессой (в частности, о нем написала испанская La Vanguardia), однако остался незамеченным российскими СМИ. По мнению главного редактора газеты "Чеченское общество" Тимура Алиева, который написал в "Живом журнале", что "кажется" знает, "кто это", речь идет о сотруднице федерального СМИ. При этом он не стал отрицать того, что в публикации британской газеты может говориться о Фатиме Тлисовой.

Случай с отравлением, а также обыск в доме родителей Фатимы Тлисовой упоминает в понедельник "Коммерсант". Эти события позволяют изданию сделать вывод о том, что "приведенное в газете [The Sunday Times] описание совпадает с тем, что происходило осенью прошлого года с журналисткой из Нальчика Фатимой Тлисовой". Дальше всех пошел интернет-сайт Stringer. "Как стало известно, журналистка "Новой газеты" Фатима Тлисова попросила политического убежища на Западе, так как она устала от угроз и боится за свою жизнь", - написал сайт. При этом ресурс не уточнил, откуда эта информация.

Впрочем, сама Фатима Тлисова опровергла сведения о своей эмиграции. "В связи с публикацией английской газеты The Sunday Times и слухами, которыми эта публикация обросла в российской медийной среде, имею заявить следующее. Я не общалась с журналистами The Sunday Times. Я действительно планирую провести ближайшее время в одном из университетов США, для чего информагентство "Регнум" предоставило мне учебный отпуск. Однако свою дальнейшую работу мыслю только на Кавказе. Кто и что стоит за публикацией в The Sunday Times и за настойчивыми попытками связать ее с моим именем, мне неизвестно", - говорится в заявлении Фатимы Тлисовой, распространенном информагентством "Регнум". Похожего мнения придерживается и главный редактор "Регнума" Константин Казенин. "Несмотря на некоторые сюжетные сходства, речь, скорее всего, идет не о ней", - заявил Константин Казенин "Коммерсанту".

Интерес к статье британской газеты понятен - значение этой новости сложно переоценить. Как заявил в интервью "Независимой газете" председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, никогда ранее [российские] журналисты не просили политического убежища на рубежом. Если информация Sunday Times подтвердится, то на Западе ее непременно истолкуют как верный признак ухудшения ситуации со свободой слова в России. В итоге, усилится информационное противостояние между Россией и Западом.

Кстати сказать, откликнувшаяся на событие "Комсомольская правда" уже в понедельник пишет, что "британская газета The Sunday Times поведала очередную страшилку про зажим демократии в России". По мнению газеты, "из тюбика под названием "дело Политковской и Литвиненко" выдавливают последние капли, чтобы не дать забыть о нем западному обывателю". Издание не уточняет, кто именно "давит на тюбик". Впрочем, это понятно и без слов - в последнее время в России особенно много говорят о "неверном тоне" публикаций о нашей стране в западной прессе, следе западных спецслужб в антироссийских скандалах, например в деле Литвиненко, и о действиях некоторых покинувших страну граждан.

Фатима Тлисова, фото с сайта stapravda.ru
Lenta.ru

Разумеется, не всем за рубежом нравятся Россия и ее нынешнее руководство, да и некоторые уехавшие за границу россияне ведут себя не безупречно. В той же The Sunday Times статья об эмигранте из России вышла под заголовком "Убийства могут стать причиной охоты на Путина" (Killings may leave Putin a hounded man). И все-таки не стоит забывать о том, что капли из злополучного "тюбика" - это нередко слезы и кровь. Не стоит забывать, что спустя полгода после расправы над сотрудницей "Новой газеты" Анны Политковской не пойманы ее убийцы, не названы и виновные в убийстве главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова, хотя прошло уже три года. А список "погибших при исполнении" журналистов тем временем продолжает расти - в марте при загадочных обстоятельствах погиб корреспондент "Коммерсанта" Иван Сафронов, работавший в последнее время над публикациями о поставках оружия в Сирию и Иран.

Пытаясь улучшить имидж страны за рубежом, российские власти активно вкладывают деньги в пиар: миллионы долларов потрачены на телевизионное иновещание, "Российская газета" скупает полосы в ведущих газетах мира под информацию из Москвы. Воскресная новость The Sunday Times в очередной раз свидетельствует о том, что только "хорошей прессой" проблемы негативного имиджа не решить. Даже если изложенные в статье данные не подтвердятся, сам факт выхода этого материала свидетельствует о том, что правоохранительные органы в России делают явно недостаточно для журналистов - и из-за этого публикации, вроде той, что появилась в The Sunday Times, кажутся вполне убедительными.

Владимир Моторин

< Назад в рубрику