Сразу два самолета Airbus A380 вылетели в США в свой первый трансатлантический рейс. Один лайнер выполнит рейс из Тулузы в Лос-Анджелес, а другой - из Франкфурта в Нью-Йорк. На нем через Атлантический океан перелетело 500 пассажиров, которых пригласил сам Airbus. Европейская компания показала в деле свою новую разработку, несмотря на финансовые трудности и массовые протесты рабочих.
Конец 2006 года и начало 2007-го выдались для европейского самолетостроительного концерна, мягко говоря, тяжелыми. Сначала в Airbus подряд сменилось сразу несколько топ-менеджеров, потом компания была вынуждена констатировать чистый убыток по итогам 2006 года более чем в полмиллиарда евро.
Кроме того, американская Boeing впервые за шесть лет обошла Airbus по количеству заказов новых самолетов. Руководство европейского концерна, чтобы снизить издержки, придумало и огласило план Power8, согласно которому с заводов Airbus к 2010 году будет уволено 10 тысяч человек.
В итоге массовая волна протестов прокатилась почти по всем заводам компании. Особенно бурные забастовки проходили в тех городах, где фабрики Airbus должны быть закрыты вовсе. Большая часть из них находится в Германии, а также во Франции, где весной должны пройти выборы. А потому недовольство рабочих Airbus политики поспешили использовать в своих целях. Это вывело трудности концерна из чисто экономической сферы в область политики, чего руководству Airbus хотелось бы избежать.
Единственным приятным исключением из череды неудач должен был стать первый трансатлантический перелет A380. Впервые на его борту обыкновенные пассажиры - ранее Airbus предпочитал летать только со своими рабочими.
В отличие от предыдущих рейсов, в этот раз Airbus обставил полет гораздо скромнее, хотя на сайте компании и появился специальный раздел, посвященный данному маршруту. Но первый полет A380, состоявшийся в апреле 2005 года, привлек на аэродром около 30 тысяч зрителей, которые приветствовали его удачную посадку аплодисментами. Аплодисменты, скорее всего, раздадутся и в этот раз. Однако вряд ли в США на заморское чудо соберется посмотреть столько людей.
Маршрут одного из лайнеров, отправившихся в Америку, очень интересен. Сначала A380 приземлится в Нью-Йорке, но уже в тот же день отправится в Чикаго. Там самолет, его пассажиры и пилоты переночуют, после чего они все вместе отправятся обратно. 21 марта A380 должен быть уже в Франкфурте, а 24 марта он отправится в Гонконг, откуда вернется в Германию 28 марта.
География полетов специально рассчитана таким образом, чтобы показать основное преимущество A380 над другими самолетами. А именно, способность перевозить от 555 до 845 человек на расстояния более 10 тысяч километров без дозаправок. Покупка таких самолетов, по мнению разработчиков из Airbus, позволит авиакомпаниям частично разрешить трудности с постоянно растущими ценами на авиационное топливо.
Для Airbus полет A380 в Америку и потом в Гонконг - вторая возможность показать всему миру, как ведет себя лайнер, выполняя дальние маршруты. Первая попытка прошла в конце 2005 года и не обошлась без досадных оплошностей. За несколько дней до перелета Тулуза-Сингапур у A380 отказали двигатели, из-за чего они были в срочном порядке заменены. Возможно, именно благодаря своевременному вмешательству механиков перелет прошел успешно.
На данный момент у Airbus есть контракты на 156 самолетов A380. На первый взгляд, эта цифра впечатляет - если авиакомпании решились купить столько лайнеров еще до того, как он прошел испытательные полеты, что же будет после того, как A380 поступят в продажу?!
Тем не менее, в Airbus вряд ли склонны радоваться этому показателю. Особенно учитывая, что в конце 2005 года, то есть около полутора лет назад, заказано было почти 160 лайнеров. Это означает, что в последнее время авиакомпании стали намного осторожнее. Их можно понять: поставки A380 должны были начаться еще в 2006 году. На данный момент первые самолеты планируется поставить покупателю в октябре 2007 года.
Из-за нескольких задержек в ноябре 2006 года произошел беспрецедентный случай: американская почтовая служба FedEx порвала контракт с Airbus. Вместо европейских самолетов компания из США переключилась на Boeing, основного конкурента Airbus. FedEx заказала 15 Boeing 777.
Российские авиакомпании пока не покупали A380, хотя в производство этих лайнеров внесли свой вклад и отечественные компании. А именно "ВСМПО-Ависма", которая поставляет Airbus титановые сплавы. Справедливости ради, стоит отметить, что и Boeing пользуется услугами отечественного титанового холдинга.
Кроме того, накануне полета A380 в США глава "ВСМПО-Ависма" объявил, что его компания, возможно, намерена сократить поставки титана на Airbus из-за того, что европейская компания произведет меньше самолетов, чем изначально планировала.
Пока часть сотрудников Airbus подготавливала полет A380 в США, другая часть - митинговала. Грядущее увольнение 10 тысяч сотрудников компании заставило выйти на улицы не только сотрудников Airbus, но и многие профсоюзы. 16 марта, в день общеевропейской забастовки все заводы компании в Германии и Франции на несколько часов прекратили работу.
Несмотря на массовые протесты, руководство Airbus гнет свою линию - по словам главы компании Луи Галлуа (Louis Gallois), другого выхода у Airbus нет. Он не раз заявлял, что готов обсуждать детали Power8, но не его суть. В этом Галлуа поддерживает и канцлер Германии Ангела Меркель, и президент Франции Жак Ширак.
И той, и другой стране очень важно побыстрее запустить A380. Но о функциональной готовности лайнера можно будет судить только после полета в Гонконг и обратно. А вернее, непосредственно после этих рейсов - когда механики проанализируют летную пригодность лайнера. Если они обнаружат неполадки, и поставки A380 снова будут отложены, то сложно даже представить, какой кризис может начаться в европейском самолетостроении. Так что будем надеяться, что все пройдет успешно.