Басманный суд признал незаконным проведение следствия по новому дела экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева в Чите. Наблюдатели говорят, что это первый случай, когда при рассмотрении дела "ЮКОСа" Басманный суд проявляет нелояльность по отношению к Генпрокуратуре. Однако оборот "басманное правосудие" от этого актуальность не теряет.
Отбывающих 8-летние сроки Михаила Ходорковского и Платона Лебедева перевели в Читу из колоний в Краснокаменске и Харпе в конце декабря прошлого года. В Генпрокуратуре посчитали следственный изолятор города самым удачным местом для проведения предварительного следствия по новому делу в отношении экс-главы "ЮКОСа" и главы "МЕНАТЕПа", чем немало удивили их адвокатов.
Сразу после новогодних праздников защита Ходорковского и Лебедева обратилась в Басманный суд с просьбой признать перевод в Читу незаконным и необоснованным. По мнению адвокатов, никакой необходимости в спешном этапировании заключенных в Читу накануне новогодних праздников не было. Решения по этим жалобам до сих пор не приняты.
Куда проворней Басманного суда оказалась Генпрокуратура. Пока жалобы адвокатов Ходорковского и Лебедева "гуляли" по длинным судейским коридорам, она успела предъявить обвинения и в рекордно короткие сроки завершить расследование нового дела против бывших предпринимателей. По данным следствия, экс-глава "ЮКОСа" и руководитель МФО "МЕНАТЕП" c 1998 по 2004 год похитили нефти на астрономическую сумму - 850 миллиардов рублей.
Надо сказать, масштабы воровства в "ЮКОСе" впечатлили не только тех, кто следит за делом в России ("Это даже не абсурд, а безумие", - уверяла сторона защиты в феврале), но и истеблишмент на Западе. В обнародованном в марте докладе Госдепартамента США о положении с правами человека в мире Ходорковский и Лебедев были причислены к политзаключенным. Впрочем, это немного другая история.
Что до жалобы, по которой было принято решение во вторник, то она была подана защитой Михаила Ходорковского и Платона Лебедева 1 марта. В ней адвокаты Юрий Шмидт и Елена Липцер настаивали на незаконности проведения следственных действий по новому делу в Чите. Как утверждалось в жалобе, следствие должно вестись по месту совершения предполагаемого преступления, то есть в Москве.
В суде адвокаты Ходорковского и Лебедева сослались на статью 152 УПК, которая определяет место проведения предварительного следствия. В свою очередь представители прокуратуры обратили внимание на четвертую часть этой статьи, которая позволяет проводить следствие по месту нахождения обвиняемых. Тогда адвокаты напомнили существующие в этой части оговорки: проводить следствие по месту нахождения обвиняемых возможно "в том случае, если это будет способствовать более объективному ходу расследования или если, допустим, нужно на месте знакомить подследственных с некоторыми результатами следственных действий". "А нам в Читу привозили результаты экспертиз, проведенных в Москве", - заявили адвокаты (цитируется по "Коммерсанту").
Взяв сторону защиты, судья Елена Ярлыкова тем самым сделала возможным возвращение Ходорковского и Лебедева в Москву. Это произойдет в том случае, если решение Басманного суда не будет обжаловано. На это у Генпрокуратуры есть 10 дней.
Перевод Ходорковского и Лебедева в Москву позволит добиться большей легитимности нового дела. Ведь в этом случае у адвокатов бывших олигархов и всех тех, кто им симпатизирует, не будет оснований говорить о том, что правоохранительные органы пытаются завершить дело как можно скорей (не секрет, что летать в Читу смогут далеко не все участники будущего судебного процесса), и изолировать подследственных от излишнего внимания общественности.
Комментируя последнее судебное решение, газеты обращают внимание на его знаковость. Как напоминает "Время новостей", еще на стадии зарождения дела "ЮКОСа" "абсолютная лояльность Басманного суда Генпрокуратуре" привела к возникновению оборота "басманное правосудие". Это первый случай, когда столь понятливая инстанция берет сторону знаменитых обвиняемых.
Однако о чудесном повороте в деле "ЮКОСа" говорить едва ли стоит. События последних недель свидетельствуют о том, что Басманный суд не разучился принимать политически верные решения. В начале марта он же приговорил бывшего замдиректора дирекции внешнего долга "ЮКОСа" Владимира Переверзина и экс-гендиректора компании "Ратибор" Владимира Малаховского к 11 и 12 годам строгого режима. При этом Малаховский получил даже на год больше, чем добивалось обвинение.
Владимир Моторин