21 марта в ходе американо-британских военно-морских учений произошел взрыв на борту атомной подводной лодки HMS Tireless (тип Trafalgar) ВМС Великобритании, в результате чего два матроса погибли и еще один получил ранения. Подлодку, как оказалось, преследуют постоянные неудачи. Ее название давно стало нарицательным: "ошибкой Тайрлесс" стали называть серьезный дефект, выявленный на всех субмаринах этого типа.
Из официального сообщения Министерства обороны Великобритании следует, что в среду на субмарине "Тайрлесс", выполнявшей учебное задание в районе Аляски и находившейся в подводном положении, произошел взрыв. "Несчастный случай", как отмечается, был связан с оборудованием по очистке воздуха, которое взорвалось в одном из носовых отсеков. Два матроса погибли, еще один получил ранения и был доставлен в американский госпиталь, сейчас его жизни ничего не угрожает. В результате взрыва отсек получил "поверхностные повреждения", ядерный реактор не пострадал. "Благодаря профессионализму и выучке экипажа" подлодка благополучно всплыла на поверхность. В британском оборонном ведомстве отметили, что команда субмарины в ходе учений как раз и должна была отрабатывать всплытие из-подо льда. В данном случае его пришлось производить экстренно, но команда справилась.
Подводная лодка "Тайрлесс", как сообщает Министерство обороны Великобритании, была выпущена в 1985 году. В 2001 году оборудование по очистке воздуха было обновлено и до настоящего времени его состояние не вызывало никаких нареканий и соответствовало требованиям безопасности. Сейчас экипажам всех британских субмарин, оснащенных аналогичными устройствами регенерации, запрещено ими пользоваться до выяснения обстоятельств происшествия. Военные утверждают, что этот временный запрет не повлияет на безопасную эксплуатацию подлодок.
По сведениям газеты The Times, взрыв на субмарине "Тайрлесс" произошел в 16:20 по местному времени, когда она находилась в 320 километрах к северу от нефтяного месторождения Аляски Прадхо-Бей (Prudhoe Bay). Издание отмечает, что один из моряков погиб непосредственно при взрыве, а второй задохнулся от дыма (по другим данным, они оба задохнулись). Капитан приказал экипажу, состоявшему из 110 человек, спешно всплывать на поверхность, чтобы проветрить задымленное помещение. Как пишет, газета, когда открыли аварийный люк, то дым оказался только в том отсеке, где произошел взрыв, в целом же никаких повреждений помещение не получило. Третьего матроса, пострадавшего в результате инцидента, вертолетом доставили в один из госпиталей армии США в городе Анкоридж на Аляске.
Капитан Майк Дэвис-Маркс (Mike Davies-Marks), офицер-подводник из британского министерства обороны, заявил, что взрыв произошел примерно в 40 метрах от реакторного отсека, где находится ядерная силовая установка, поэтому никакой опасности для нее не было. По его словам, взорвалось оборудование резервной системы очистки воздуха, которое расположено рядом с аварийным люком. Ее используют в том случае, если на субмарине происходит какая-нибудь нештатная ситуация, когда отказывают основная и дублирующая системы подачи кислорода и экипажу необходимо покинуть подлодку.
По мнению офицера, на "Тайрлесс" вряд ли были какие-то неполадки, связанные с основными системами очистки воздуха. По всей видимости, капитан субмарины Айен Брекенридж (Iain Breckenridge) приказал матросам проверить исправность аварийной системы, поскольку лодка находилась в учебном походе и, возможно, предполагалось ее использовать. "Даже если ее и не собирались применять, каждый командир боевого корабля должен знать о состоянии всех систем", - пояснил Майк Дэвис-Маркс. Известно, что перед взрывом подводная лодка "Тайрлесс" отрабатывала некое совместное учебное задание с американской субмариной "Александрия". Капитан Дэвис-Маркс подтвердил, что подобных инцидентов с системой очистки воздуха на подлодках типа Trafalgar никогда не было, причем это оборудование недавно модернизировали и каких-то трудностей с его эксплуатацией прежде не возникало.
Источник газеты The Guardian в оборонном ведомстве подтвердил, что взорвалась вспомогательная установка для получения кислорода. Она состоит из специальных блоков с пластинами, которые его-то и выделяют. Однако причины самого взрыва официально не называются - к нему могли привести либо ошибки самих матросов, нарушивших технику безопасности при обращении с элементами системы, либо техническая неисправность оборудования. Система регенерации кислорода на подводных лодках действует на основе химической реакции, при которой поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Правда, пластины регенерации чрезвычайно пожароопасны - они могут воспламеняться при попадании на них воды или машинного масла. Следствием пожара как раз и может стать взрыв. Правда, представитель оборонного ведомства заявил изданию The Daily Telegraph, что "взрыв оказался не очень сильным, было много дыма, но само возгорание было небольшим".
Известно, что многоцелевые подводные лодки типа Trafalgar специально проектировались в 1970-е годы для противостояния советским подлодкам в Средиземном море и Северной Атлантике. В их задачи входило уничтожение кораблей и субмарин противника, поэтому ядерным оружием они не оснащались.
"Тайрлесс" один раз уже прославилась на весь мир. 19 мая 2000 года в Гибралтарском проливе из-за аварии на этой лодке произошел сброс радиоактивной воды в Средиземное море. После расследования выяснилось, что к таким последствиям привел конструктивный недостаток атомной силовой установки, а именно дефект системы охлаждения реактора. Такие же недостатки были обнаружены и на всех остальных лодках типа Trafalgar, а также на субмаринах похожего типа Swiftsure. Этот дефект впоследствии получил название "ошибка Тайрлесс". В октябре 2000 года пришлось даже экстренно отзывать на ремонт все 12 многоцелевых атомных подлодок Великобритании. Инженеры исправили конструктивные дефекты, и лодки, хоть в целом довольно устаревшие, продолжили нести службу.
Газета The Mirror отмечает, что в 2003 году "Тайрлесс", которая базируется в Плимуте в графстве Девоншир, столкнулась с неким объектом под водой, получив повреждение цистерны главного балласта. А в последние месяцы, по сведениям издания, субмарину просто преследовали многочисленные отказы и поломки, связанные как с техническими неисправностями, так и с ошибками экипажа.
Руслан Кадрматов