На этой неделе в Ленту.Ру попала пластинка группы The Stooges, стоявшей у истоков панка, а также альбом группы LCD Soundsystem, придумавшей термин dance punk и этим заявившей, что эпоха рассерженных молодых людей с гитарами прошла. Также в редакции оказались последние работы французов Air и молдаван Gыndul Мыцеi.
LCD Soundsystem - проект человека по имени Джеймс Мерфи, основателя лейбла DFA Records и, по мнению многих, изобретателя стиля "танцевальный панк" (dance punk). Впрочем, в творчестве самого Мерфи панка заметно меньше, чем танцевальной составляющей: вполне очевидно, что под эту музыку можно отплясывать, но вот ершистости ей не хватает.
Sound of Silver - вторая (после LCD Soundsystem 2005 года выпуска) полноценная студийная пластинка Мерфи. Новый альбом построен по принципам, заложенным в предыдущем. Представьте себе детскую игрушку-пирамидку. Имеется стержень в виде четкого танцевального бита, и на него нанизываются сэмплы, звучки, фразы, обрывки мелодий, короче говоря - разноцветные и различающиеся по размеру кольца. Причем детали эти по сути ничем кроме центрального стержня не связаны, и складывать их одну на другую можно в произвольном порядке, суть от этого не поменяется. Добавьте к этому довольно гнусавый (а местами и вовсе визгливый) вокал Джеймса Мерфи.
Правда, в самом конце пластинки имеется сюрприз для слушателей, песня "Нью-Йорк, я тебя люблю, но ты меня расстраиваешь" (New York, I Love You But You're Bringing Me Down). Это начинающийся с характерного пианино трек вполне в духе Фрэнка Синатры. Песня и сама по себе хороша, да еще выгодно выделяется на фоне остального материала. (К слову, на предыдущей пластинке так же удачно выделялся трек Movement, на котором Мерфи ближе чем когда-либо подбирался к панку). Вокал Джеймса только подчеркивает ехидство текста, который, кстати, вполне универсален. Так можно было бы спеть практически про любой мегаполис. Например, "Москва, я тебя люблю, но ты меня расстраиваешь".
Когда заслуженные панки решают тряхнуть стариной, они выглядят зачастую комично и довольно убого.
Казалось бы, в данном случае этот диагноз не подтвердится. Лидер возрожденных The Stooges Игги Поп и на шестом десятке лет не дает усомниться в своей вменяемости, исправно выдавая на-гора интересные сольные альбомы. А
пластинка The Weirdness и вовсе была обязана стать номером
один хотя бы в условной номинации "возвращение года".
Судите сами: три предыдущие работы The Stooges (последняя
из которых вышла 34 (!) года назад) давно признаны
формообразующими для всего стиля. Ветеранов иначе как
прото-панками и не называют. Классический состав группы
уже неплохо размялся в 2003 году на альбоме Игги Skull
Ring. Вдобавок ко всему продюсером новой записи выступил
легендарный Стив Альбини, делавший звук на первой
пластинке Pixies и последнем студийном альбоме Nirvana.
Стоит же поставить диск в проигрыватель, как все ожидания
сходят на нет. Начинают старички за здравие, но их пыл
быстро улетучивается, а к середине альбома заканчиваются и
внятные мелодии. Однако более всего обескураживают вялый
вокал и тексты Игги Попа и абсолютно плоский звук,
сотворенный Альбини.
Незаинтересованный слушатель вряд ли выдержит до конца
диска, но преданные фанаты наверняка все простят. Тем не
менее, грустно осознавать, что на этом альбоме The Stooges
подобно своим бесчисленным подражателям превратились в
плохую копию самих себя.
Французский дуэт Air записал в буквальном смысле "Карманную симфонию". Все треки звучат очень умеренно, мелодии ненавязчивы, ритмы редуцированны, инструменты приглушены. Так и хочется сказать - музыканты добились "компактного" звучания. Даже не верится, что пластинку продюсировал Найджел Годрич, тот самый человек, который работал над сложноустроенным объемным звуком альбомов группы Radiohead.
Вокал обоих участников Air только усугубляет ситуацию. Слышишь голос, и представляются какой-нибудь персонаж из советских мультиков для самых маленьких, длинноухий говорящий пес с печальными глазами. Немного другую эмоциональную окраску приобретает только пара песен с приглашенными вокалистами, Джарвисом Кокером и Нейлом Хэнноном, лидерами групп Pulp и The Divine Comedy соответственно.
Музыканты уверяют, что специально добивались такого эффекта. Дескать, им хотелось, чтобы новый альбом звучал не так, как предыдущие, напоминал бы саундтреки к старым фильмам. В каком-то смысле они добились цели: получилась пластинка-настроение, вот только, увы, это не самая запоминающаяся работа Air.
Gыndul Мыцеi - это третья после Zdob si Zdub и Cuibul
статья музыкального экспорта из Молдавии в Россию. По
признанию самих музыкантов, название группы является игрой
слов, дословно означающей выражение "что у кошки на уме".
Впервые о них заговорили в 2004 году, когда их хиты "Это
любовь" и "Ла Чокана" попали в ротацию радио "Максимум" и
"Нашего радио". Позже они, кстати, засветились и на
"Нашествии".
В отличие от тех же "здубов", "гындулы" не пытаются
пробиться к широким массам за счет национального колорита
и фольклора. Музыканты характеризуют собственный стиль как
"рок из Молдовы". И это чистая правда. Можно лишь сделать
поправку на то, что этот рок максимально приближен к
радийному формату.
Вот и на втором своем изданном в России альбоме GM выдают
несколько приличных радио-хитов. Это практически вся
первая часть пластинки - "Комета", "Найду тебя", "Полет",
"Я вернусь".
Проблемы начинаются на второй стороне, которая полностью
исполнена… на румынском языке. Не секрет, что многие
молдавские исполнители, выходя на постсоветское
пространство, параллельно нацеливаются и на Румынию, где
зачастую добиваются не меньшего успеха. Для русского же
уха эти словесные эквилибры звучат не столь
привлекательно. Выпусти музыканты вместо подобного альбома
русскоязычный макси-сингл, вышел бы достойный качественный
продукт. А так получилось: не нашим и не вашим.