Мир
00:25, 29 марта 2007

Президентская кампания улиц В преддверии выборов президента во Франции прошли столкновения между молодежью пригородов и полицией

Могло показаться, что стартовавшая 19 марта президентская кампания во Франции будет строиться в основном вокруг заявлений кандидатов, отповедей их противников, обсуждений на станицах газет и в бесконечных ток-шоу по радио и телевидению тех или иных аспектов предвыборной гонки, выхода в свет полемических книг, как например "Душа Франции" Макса Галло или "Кто знает мадам Руаяль?" Эрика Бессонна, где бывший главный финансист социалистической партии разоблачает диктаторский стиль правления Сеголен и ее "королевской" свиты.

Однако, как оказалось, параллельно разворачивается еще одна кампания - президентская кампания улицы. С одной стороны, это, несомненно, является положительным моментом, так как напрямую дает почувствовать кандидатам, занятым спорами о высокой политике, национальной идентичности, государственном переустройстве, что творят они не в вакууме, но с другой - президентская кампания улицы грозит опрокинуть "настоящую" президентскую кампанию, изменить ее направление в сторону социальной и политической демагогии и, в целом, привести к диктату улицы, то есть настоящему кризису.

Кампания в метро

Кампания улиц временами напоминает вновь и вновь повторяющийся страшный сон, который Франция пережила в ноябре 2005 года, известный также как война предместий. Во вторник 27 марта произошли жестокие столкновения в парижском метро между силами правопорядка и "мультикультурной" молодежью пригородов. Повод? Два контролера RATP (Управление парижского транспорта) около 16:30 попытались задержать на станции метро "Северный вокзал" безбилетника. Молодой человек, однако, посчитал, что он в своем праве, поэтому оказал жесткое сопротивление, при этом ранив контролеров. По счастью рядом находился наряд полиции. Распоясавшегося хулигана быстро скрутили и отправили в отделение.

Однако на этом дело не кончилось. Задержание видели несколько ребят из предместий, которые решили, что полицейские слишком грубо обошлись с их приятелем, избившим двух контролеров, и, как обычно действует любая городская банда, позвали на помощь "своих". Свои подрулили достаточно быстро. Здесь стоит обратить внимание, что "Северный вокзал" это не просто станция метро, но громадный транспортный узел, где пересекаются линии парижской подземки и маршруты пригородных поездов RER. "Северный вокзал" также обслуживает обыкновенные и скоростные поезда дальнего следования. А если еще вспомнить, что большинство иммигрантов живет именно на севере или к северу от Парижа, станет понятно, что представляет из себя эта станция метро.

Отомстили за "зайца" . Фотогалерея Ленты.Ру
Lenta.ru

Под землей в закрытом пространстве собралось человек 200, настроенных весьма решительно. В полицейских полетели пустые бутылки, цветочные горшки, урны и вообще все тяжелое, что попадалось под руку. Пассажиры, которые в этот момент находились на станции, бросились врассыпную по переходам. К месту были стянуты дополнительные наряды полиции и жандармерии, которые перекрыли входы и выходы, эскалаторы и переходы, изолировав хулиганов. Поезда метро и пригородные электрички проходили узловую станцию без остановки. Как и следовало ожидать, это привело к значительным сбоям в работе метро в час пик и практически парализовало работу железнодорожного вокзала.

После того, как стало ясно, что "невинно арестованного" товарища им не отдадут, "мультикультурные" молодые люди предались своей потаенной и неискоренимой страсти - погромам. Они стали бить витрины многочисленных лавок ("Северный вокзал" - это еще и большой магазин), грабить прилавки (кому же не хочется навороченный сотовый?) опрокидывать урны с мусором (чтобы почувствовать себя как дома) и поджигать все, что горит - это все под землей, заметьте. После того как полиция и жандармерия перешли в наступление и выбросили их из метро, самые ретивые продолжили беспорядки на улицах. Порядок удалось восстановить только через шесть часов, то есть почти ночью.

Удивительно, что произошедшее вызвало разноречивую реакцию во французском обществе. Некоторые особо пытливые умы стали копать вглубь, чтобы прояснить причины инцидента, и, как ожидалось, пришли к весьма мутным умозаключениям. Пресс-секретарь Социалистической партии Жульен Дрэ (Julien Dray) заявил, что "столкновения иллюстрируют атмосферу напряженности и пропасть насилия, которая теперь разделяет полицию и население", и потребовал немедленно принять меры для восстановления обоюдного доверия. Сеголен Руаяль заявила, что итогом правления правых стало толко то, что одних французов натравили на других. Из всех этих слов можно заключить, что жители какого-нибудь провинциального французского городка ("население") чувствуют такую ненависть к служителям порядка, что готовы, не задумываясь, ударить их по лицу. Совершенно необоснованное заявление.

О каком населении едет речь? Господин Дрэ потребовал "пролить свет" на все детали инцидента. Прольем свет: по сведениям агентства Associated Press, задержанный "заяц" не только иммигрант, но так называемый "незарегистрированный иммигрант" у которого нет даже документов, дающих право пребывания на территории страны. Вот так: без билета и вообще без "бумаг" - свободен как птица. Более того, как стало известно в среду, 28 марта, со слов главы министерства внутренних дел Франсуа Баруэна, у этого паренька 22 привода в полицию. Неизвестно, кем являются остальные 13 молодчиков, задержанных в ходе беспорядков, но почему-то кажется, что они мало чем отличаются от своего приятеля. Вот такое "население". Разумеется, оно ненавидит полицию.

К полиции всегда было и будет много нареканий, это неизбежно. Но попытка найти оправдания действиям, которые нельзя не только оправдать, но и извинить, вызывает недоумение. Кандидат в президенты от "Союза за народное движение" бывший глава министерства внутренних дел Николя Саркози полностью поддержал действия полицейских, которые по его словам "делали свою работу". Саркози также добавил, что Франция "единственная страна, где считается, что задержать кого-то, кто не платит за проезд, является чем-то ненормальным". "Демократия, - заявил Саркози, - требует хотя бы минимального порядка, уважения и спокойствия. Если полиция не будет поддерживать порядок, какова должна быть ее роль?"

Кампания в школах

Впрочем полиция мешает не только озлобленным подросткам из иммигрантских пригородов. Свою "предвыборную кампанию" против полицейского государства, оказывается, ведут учителя школ, а также родители учеников. При этом между протестующими есть много общего: и в том и в другом случае речь шла о "незарегистрированных мигрантах" и все кончилось уличными столкновениями.

Во вторник 20 марта служители правопорядка проводили операцию по выявлению торговцев наркотиками и нелегалов в XIX округе Парижа. На улице Рампаль перед зданием школы они остановили для проверки документов пожилого китайца. Полицейские надеялись провести дознание быстро, до того как дети пойдут домой. Проверка проходила в расположенном рядом кафе, но заняла гораздо больше времени, чем предполагалось. При этом установили, что никаких бумаг у мужчины нет.

Когда полицейские вышли из кафе, чтобы отвезти задержанного на патрульной машине в отделение для дальнейшего разбирательства, их окружила толпа разгневанных родителей и активистов правозащитных организаций, которые потребовали отпустить пожилого человека, который пришел забрать из школы внучат.

Происшествие снимали на сотовый телефон. "У вас, что совсем совести нет? Отпустите его, вы что не видите, это же дедушка", - кричали собравшиеся. Толпа добралась до машины. Люди стали лупить кулаками по крыше. Увлеченные порывом сострадания, родители легли под колеса автомобиля, чтобы не дать ему уехать. К протестующим присоединилась директриса школы Валери Букобза (Valerie Boukobza), которая вышла и вступила с полицейским в диалог, назвав его "кретином". В результате полиции пришлось применить слезоточивый газ.

Демонстрация в поддержку родителей-нелегалов. Надпись: "Выгоните из страны Ле Пена и Саркози и не трогайте наших родителей". Фото AFP
Lenta.ru

Инцидент имел весьма серьезные последствия для обеих сторон. Валерии Букобза на следующий день была вызвана в полицейский участок и задержана на несколько часов. Однако гораздо больше досталось полицейским. Политики левого толка, мэр Парижа Бертран Деланоэ, представители профсоюзов преподавателей и правозащитные организации, такие как "SOS расизм" и "Образование без границ" выразили свое возмущение произошедшим и, в целом, сделали все возможное для того, чтобы демонизировать образ полицейских.

Директриса опубликовала открытое письмо, заявив, что ни о чем не жалеет и считает своим долгом защищать родителей и учеников и сопротивляться угнетению. В Париже прошла демонстрация протеста, а на пятницу, 30 апреля, запланирована забастовка учителей начальных школ. Даже Саркози предпочел в этот раз дистанцироваться от служителей правопорядка заявив, что подобного рода проверки должны осуществляться как можно дальше от образовательных учреждений.

Однако вопрос, как представляется, гораздо сложней. Арестовывать дедушку, когда он пришел за внуками в школу, наверное, нельзя, но прикрываться своими детьми для того, чтобы нелегально жить в чужой стране, тоже нельзя.

Как отмечает Le Figaro, полиция не занималась охотой за нелегалами. В XIX округе, который лидирует по количеству преступлений, проводилась широкомасштабная облава на торговцев наркотиками и оружием, воров и прочих преступников. Более того, в понедельник 19 марта полиция остановила опять-таки перед школой на улице Рампаль пожилую китаянку, которая тоже оказалась нелегалом, но зато тетей двух учеников. И женщину отпустили "из чисто гуманных соображений", как отметил начальник полиции.

А на следующий день нелегала-китайца не отпустили, потому что "закон суров, но это закон". По этому закону, принятому в 2006 году еще в бытность Николя Саркози министром внутренних дел, иммигранты-нелегалы, устроившие своих детей во французские школы, должны были обратиться в правоохранительные органы, которым предстояло определить в каждом отдельном случае законность их пребывания в стране.

В противном случае, как отметила в этой связи пресс-секретарь "Союза за народное движение" Валерии Пекресс (Valerie Pecresse) родители и родственники любого ребенка, который учится во Франции, смогут использовать это как предлог, чтобы остаться. Преемник Саркози на посту министра внутренних дел Франсуа Бодуэн, заявил 28 марта, что учеба детей в школе не является основанием для предоставления вида на жительство во Франции и что семьи, которые не соответствуют предъявляемым правительством критериям, будут отправлены домой. Со своей стороны, Сеголен Руаяль сразу после событий на улице Рампаль, обратилась к иммигрантам с призывом: "Если ваши дети учатся во Франции, вы можете приезжать в страну даже нелегально".

Компания для правых

Словом, уличные выступления усиливают ранее наметившийся крен предвыборной президентской кампании в сторону вопросов, связанных с иммиграцией и национальной идентичностью. То, что наиболее ярко это проявилось в среде подростков из иммигрантских пригородов и преподавателей школ, расположенных в неблагополучных кварталах, где учатся дети иммигрантов, вполне естественно. То, что эти выступления, сопровождающиеся почему-то столкновениями с полицией, многими связываются с проявлением гражданской позиции или сопротивлением угнетению, настораживает, так как несет в себе семена социального раскола, ведь полицейские - это те же граждане.

К примеру, в Марселе 27 марта прошла манифестация протеста, организованная профсоюзом полицейских. "Мы сыты по горло, дошли до точки, - заявил один из лидеров демонстрации. - Полицейский начинает свою карьеру с зарплаты в 1293 евро, за вычетом надбавок за риск, это чуть больше пособия по безработице. При этом только за 2006 год восемь моих коллег были убиты, еще 11 тысяч полицейских - 10 процентов от всего численного состава марсельской полиции - получили ранения".

Николя Саркози. Фото AFP
Lenta.ru

Получается, что участники уличных выступлений вопреки своей воле толкают основную массу избирателей, которые предпочитают жить спокойно, в правый лагерь. Не говоря уже о Ле Пене, который выступает за сокращение иммиграции до нуля, лишение иммигрантов права на пособия и прочих благ социального государства. Политики правого центра также предлагают весьма жесткую, хотя, несомненно, более умеренную программу.

Как пишет Le Point, Николя Саркози заявил, что первыми законами, которые он примет, если станет президентом будут:

  • Введение наказаний для рецидивистов, к которым они автоматически приговариваются за повторное попадание в суд
  • Понижение возраста уголовной ответственности до 16 лет
  • Изменение положения о воссоединении семей: иммигрант может привести свою семью во Францию только если обладает достаточным доходом и может предоставить родным достойное жилье
  • Безбилетник, который 22 раза попадался полиции, избил двух контролеров на "Северном вокзале" и спровоцировал столкновения молодежи пригородов с полицией, своими действиями отчасти доказывает правильность этого подхода, хотя под раскрутившийся маховик, к сожалению, попадет не один старый китаец, пришедший забрать внуков из французской школы.

    Алексей Демьянов

    < Назад в рубрику