Убийство в Киеве среди бела дня российского бизнесмена Максима Курочкина стало самым резонансным преступлением на Украине за последние пару лет. Мало того, что к погибшему и без того было привлечено внимание прессы, так еще и само преступление было совершенно настолько нагло, но при этом так профессионально, что та часть украинской общественности, которой в конце 2004 года на подступах к Киеву мерещились российские танки, сейчас увидела в происшедшем работу спецслужбы РФ. На самом деле, кто и зачем убил Курочкина, не знает никто, кроме тех, кто это сделал, и не факт, что узнает в будущем.
38-летний сын дипломата Максим Курочкин давно имел серьезные бизнес- (и не только) интересы на Украине. Перед президентскими выборами в 2004 году он открыл здесь "Российский клуб" - неправительственную организацию, которая, как было заявлено, создана для развития диалога между общественными, политическими и деловыми кругами двух стран. На Украине российскому предпринимателю принадлежал ряд предприятий энергетической и курортной отраслей. Кстати, отвечая в день своей смерти в зале суда на обвинение в вымогательстве, Курочкин заявил, что ему не было смысла принуждать кого-то платить ему деньги, поскольку в 2004 году он владел на Украине "пятью облэнерго, тремя гостиницами, семью горгазами и имел месячный доход в полмиллиона долларов".
Именно в рамках "Российского клуба" в 2004 году работали на кандидата в президенты Виктора Януковича российские политтехнологи, в том числе Глеб Павловский. Организацию связывали также с деятельностью Социал-демократической партии Украины (объединенной) и ее лидером Виктором Медведчуком - главой администрации президента Леонида Кучмы. После того как Янукович выборы проиграл, Курочкин надолго отвлекся от политики и вернулся к ней только в 2006 году. Российского бизнесмена считают одним из спонсоров предвыборной кампании Блока Натальи Витренко, которая старалась не афишировать свои связи с Максом Бешеным - именно так его стали называть украинские СМИ, распространив слухи о том, что бизнесмен злоупотреблял кокаином. Хотя сам Курочкин утверждал, что ему больше по нраву горилка.
Поводов для такого прозвища было немало, поскольку в промежутке между своими политпроектами Курочкин так заинтересовал МВД Украины, что его даже объявили в розыск. Предприниматель обвинялся украинскими властями в вымогательстве и незаконной приватизации ряда хозяйственных объектов. На него были выписаны два постановления суда - Ялтинского городского и Голосеевского районного суда Киева. 30 ноября прошлого года Курочкин был задержан в аэропорту "Борисполь" и затем отправлен в следственный изолятор.
Под следствием Курочкин пытался объявить голодовку, во время судебных заседаний провозглашал себя "мессией", словом, нарушал дисциплину по полной программе. Правда, как пишет "Коммерсант-Украина", во время последнего заседания, то есть в день своей смерти, Курочкин вел себя в зале суда на удивление адекватно. Обвинения в вымогательстве десяти тысяч долларов в свой адрес он назвал "смешными".
Следующее заседание суда должно было состояться 4 апреля, однако неизвестный снайпер перевел криминальную историю с Курочкиным совсем в другую плоскость. Бизнесмен был убит 27 марта в 16:47 по киевскому времени во время выхода из зала Святошинского районного суда. Пуля, выпущенная снайпером из дома 23 по улице Якуба Коласа (около 300 метров до цели), попала Курочкину в сердце, ранила навылет одного из конвоиров, на котором был бронежилет, пробила внутреннюю дверь суда и разорвалась уже в помещении. Курочкин скончался на месте.
Впоследствии оперативники обнаружили на чердаке указанного дома винтовку иностранного производства с оптическим прицелом и треногой. Были также найдены гильза от использованного патрона и второй запасной патрон. Преступникам, а согласно свидетельствам очевидцев, их было двое (в масках), удалось скрыться, несмотря на объявленный в городе план-перехват. Только позже в центре Киева была обнаружена машина, на которой скрылись предполагаемые убийцы. Автомобиль Mazda 3 серебристого цвета нашли на Бульваре Леси Украинки, возле дома 18а. Милиция установила человека, на которого зарегистрировано транспортное средство, однако, по его словам, он о регистрации ничего не знал.
По словам заместителя министра внутренних дел Украины, начальника департамента криминальной милиции Николая Купянского, убийцы использовали достаточно мощную винтовку с прицельной дальностью до 1200 метров. По словам представителей МВД, времени для выстрела было очень мало - когда Курочкина выводили из здания суда, у снайпера были считанные секунды на то, чтобы нажать на курок. Все это говорит о том, что убивал Курочкина профессионал высочайшего класса. На вопрос, почему автомобиль, в котором должен был уехать бизнесмен, подъехал не под самые двери суда, вследствие чего убийца имел возможность совершить выстрел, Купянский ответил, что во дворе суда ведутся ремонтные работы и "перед входом лежит груда строительных материалов". "Ближе она (машина) не могла подойти", - подчеркнул замминистра.
Что же касается версий убийства, то, как считают в украинском МВД, корни преступления уходят в Россию. При этом следователи отвергают какую-либо политическую подоплеку происшедшего. "У нас в последнее время выходит - что не событие, то связь с политикой", - заметил в этой связи Купянский.
Между тем в ноябре 2004 года на Курочкина уже было совершено покушение. И тоже в Киеве. Тогда рядом с предпринимателем взорвался заминированный автомобиль. Сам Максим не пострадал, но его охранники получили серьезные ранения. Автомобиль, где была заложена взрывчатка, также был зарегистрирован на подставное лицо. И ведь не только за Курочкиным охотились его недруги. В декабре 2006 года в Днепропетровске был застрелен председатель правления Днепропетровского центрального рынка, один из партнеров Курочкина по бизнесу Владимир Воробьев. А уже в ночь на 18 марта этого года на Обуховской трассе под Киевом были убиты еще трое мужчин. Двое из них проживали в Москве и были связаны с Курочкиным общим бизнесом. Причем один из погибших задерживался милицией 30 октября 2006 года во время инцидента с захватом того самого Днепропетровского рынка, который контролировал застреленный позже Воробьев.
Смерть Курочкина застала врасплох главу МВД Украины Василия Цушко, который, по его собственному утверждению, последние дни находился на больничном. Выловленный журналистами у порога кабинета министров Цушко на вопрос, будет ли он подавать в отставку, как того уже давно требует оппозиция, ответил: "Побежал сейчас подавать в отставку, а вы мешаете". Глава правительства Виктор Янукович не стал распространяться о возможной отставке министра, отделавшись дежурной фразой о том, что власти приложат все усилия для раскрытия преступления. При этом премьер выразил уверенность, что отношения Украины с Россией не ухудшатся в связи с данным инцидентом. По мнению Януковича, убийство Курочкина - это результат бизнес-разборок и никакой политикой здесь не пахнет.
В свою очередь украинская оппозиция использовала убийство Курочкина по полной программе, не упустив случая попенять Цушко и Януковичу. Движение "Народная самооборона", которым руководит бывший шеф МВД Украины Юрий Луценко (в своем время Курочкин объяснил претензии к нему со стороны правоохранительных органов Украины личной неприязнью Луценко), назвала убийство российского бизнесмена "вызовом не только правоохранительным органам Украины, но и государству в целом", посоветовав при этом Цушко отвлечься от гонений на оппозицию и заняться своими непосредственными обязанностями, то есть борьбой с преступностью. В Блоке Юлии Тимошенко не стали мудрить и взвалили всю ответственность за преступление на Януковича, его министров и всю парламентскую коалицию в Верховной Раде.
Глава секретариата президента страны, и по совместительству лидер "Нашей Украины" Виктор Балога в основном критиковал непосредственно МВД, которое, по его словам, должно "признать горькую правду". "Расстрел Максима Курочкина на территории райсуда столицы стал трагическим подтверждением того, что киллерство опять становится привычным атрибутом жизни", – считает Балога. При этом он обратил внимание, что на высокие должности в МВД назначены люди, которые часто называют себя профессионалами. "Пусть эти профи на деле покажут обществу, чего они стоят, и найдут убийц Курочкина и заказчиков этого преступления", – посоветовал милиционерам глава президентского секретариата.
Лидер Прогрессивной социалистической партии Украины Наталья Витренко, которую так часто упоминали в связи со всеми делами Курочкина, уверена, что убийц бизнесмена не найдут никогда. "Я думаю, что не найдут никогда заказчиков. Или это очень крупные долги, или это политика. Но точно не 10 тысяч долларов, которые ему инкриминировали", - считает Витренко.
Судя по запискам, которые Курочкин писал под следствием, он или очень хотел казаться невменяемым или же знал, что за ним охотятся, и нервное напряжение помутило его рассудок на самом деле. Не зря ведь его называли Максом Бешеным.