Инвесторы, работающие с проектами в американской Силиконовой долине, переключаются на финансирование идей в области энергетики. Как пишет агентство Reuters, солнечные батареи, биотопливо, энергосберегающие лампочки и другие "зеленые" товары отбирают у информационных технологий пальму первенства в качестве самого модного объекта вложения денег.
Впрочем, предприниматели понимают, что новая энергетика не обещает такого же скорого коммерческого успеха, как компьютеры и интернет-проекты. C другой стороны, дело выглядит достаточно верным. Признаков "мыльного пузыря", аналогичного былой истории с доткомами, вроде бы нет.
"Лучшие мозги в стране больше не занимаются работой над новыми лекарственными веществами или следующей Кремниевой революцией, – говорит Винод Хосла, крупный венчурный инвестор из Силиконовой долины. – Они хотят работать над энергией".
"Эта тема недостаточно раскрыта", – добавляет Хосла. По его мнению, закрасить белые пятна экологически безопасной энергетики возможно относительно легко (и недорого).
Единственные игроки, которые (если не считать рекламу), относительно инертны на этом поле – это, собственно, энергетические транснациональные корпорации. Оно и понятно. Сегодня для нефтяников и угольщиков было бы самоубийством воевать с ветряками, но было бы глупо ожидать, что они будут оплачивать собственное низведение до роли вонючих источников парниковых газов.
Относительно внезапно оказалось, что все остальные поводы развернуть научные исследования уже заработали. Какое-нибудь, скажем, топливо из навоза теперь вызывает и имманентное академическое любопытство, появился и "заказ" от общества – как от государств, так и от частных спонсоров-инвесторов.
В прошедшем году более двух третей инвестиций в "чистые технологии" – 883,6 миллиона долларов – были сделаны предпринимателями из
США. Причем такие крупные бизнесмены, как Регис Маккенна (Regis McKenna), известный успешными вложениями в Apple Computers, Electronic Arts и Genetech, в подходе к этим инвестициям проводят аналогии скорее не с доткомами, а, собственно, с вычислительными машинами. Так, говоря о вложениях в новую энергетику, Маккенна напоминает о том, что микропроцессор как таковой был разработан в 1971 году, выход же этого продукта на рынок (персональных компьютеров) состоялся спустя десять лет.
По всей видимости, такие условия устраивают венчурный капитал.
По данным Cleantech Venture Network, вложения в "зеленые" проекты в Силиконовой долине в 2006 году составила 500 миллионов долларов. Впрочем, это не только венчурные деньги, но и заемный капитал, и финансирование от корпораций.
Общемировые инвестиции 2006 года в закрытие углеводородной страницы нашей истории оцениваются в 3,6 миллиарда долларов.
Что характерно для исследовательского бума, дробятся эти суммы достаточно мелко. Крупнейшим вложением стали 75 миллионов долларов, полученные производителем солнечных батарей NanoSolar, расположенным в самом сердце Силиконовой (то бишь Кремниевой, как мы понимаем) долины – в калифорнийском Пало-Альто. Немудрено, ведь "сердцем" солнечной батареи являются фотоэлементы именно из поликристаллического кремния.
На втором месте – компания Altra Biofuels, занимающаяся в Лос-Анджелесе как раз производством топлива из различных биологических отходов с 50 миллионами.
Вопреки расхожему английскому фразеологизму, новым фокусам, отмечает Reuters, могут научиться и старые собаки: заслуженная компания Applied Materials, уже сорок лет занимающаяся изготовлением оборудования для производства микрочипов, включила в свой ассортимент солнечные батареи и намеревается построить в Силиконовой долине одну из крупнейших в США гелиоэнергетических систем.
Хотя объемы инвестиций в солнечные батареи и в компьютеры пока не сопоставимы (новая энергетика пока привлекает лишь 3,7 процента средств венчурных капиталистов), этот сегмент растет значительно быстрее своих "старших" собратьев – проектов в области вычислительных и информационых систем, здравоохранения или розничной торговли.
Все по сюжетуГлобальное потепление Правительства развитых стран вступают в борьбу
Чем еще хорош зеленый бум? Дело не только в инвестициях. Обеспечение "экологической ответственности бизнеса" – новая прекрасная кормушка для тысяч, если не миллионов специалистов. Теперь, наравне с пиар-отделом, отделом маркетинга и проч., и проч., любая уважающая себя фирма должна привлечь еще какого-нибудь внешнего "экологического аудитора", а то и создать собственный "департамент озеленения".
В западных публикациях появляется даже термин "зеленый кейтеринг" для обозначения индустрии, обслуживающей эти новые потребности.
Эту индустрию саму по себе надо обслуживать, обеспечивать той же рекламой, да, в конце концов, и настоящим кейтерингом, то бишь обедами в офис, (сюрприз, сюрприз!) – экологически чистыми и упакованными в благородный неотбеленный картон из вторсырья вместо противного, терзающего планету пластика.
Еще вчера звучавший не смешно вопрос о том, происходит ли в принципе изменение климата, окончательно ушел из повестки дня. Более того, международные кампании по привлечению к проблеме внимания властей уже переместились в отсталые и развивающиеся страны – в США, Евросоюзе, Японии политические лидеры уже безоговорочно поддерживают все экологические начинания (по крайней мере, на словах) и, не выдумывая оригинальных терминов, с энтузиазмом возглавляют борьбу за переход от "черного золота" к "зеленому".
Видный демократ Альберт Гор получает "Оскара" за экранизированную презентацию к докладу о том, как мы все умрем. Видные республиканцы Руди Джулиани и Арнольд Шварценеггер – олицетворения двух побережий – выступают с совместными поздравлениями по поводу открытия стартапа Bloom Energy ("Цветущая энергия") и так далее, и тому подобное.
В общем, цели ясны, задачи определены. За работу, дамы и господа!
Евгений Паперный