С наступлением апреля бизнесмены начали с удвоенной энергией искать, какую рыночную компанию можно поглотить и с какой - слиться. Почти каждый день информагентства отчитываются о совершении очередной "крупнейшей" сделки во всех областях экономики от машиностроения до банковской сферы. "Лента.Ру" вспоминает самые громкие слияния последних дней.
Пока нефтяные компании, главные поставщики новостей с рынка слияний и поглощений в России, увлеченно заняты распиливанием обанкротившегося "ЮКОСа", во весь голос о своих возможных покупках поспешили заявить и другие участники рынка.
В самом начале апреля представители "Аэрофлота" сообщили, что подали заявку на участие в аукционе по продаже государственной доли итальянского авиаперевозчика Alitalia. Крупнейшая российская авиакомпания, занимающая почти монопольное положение на местном рынке, решила, что переросла его объемы. Получится ли у "Аэрофлота" поуправлять итальянской компанией, покажет время… и конкуренты, которые не собираются отдавать актив без борьбы.
Для того чтобы заручиться поддержкой итальянцев, "Аэрофлот" идет на аукцион вместе с местным банком UniCredit. Правда, в альянсе с российским авиаперевозчиком ему принадлежит только пять процентов.
До сих пор российские авиакомпании не выходили на мировой рынок воздушных перевозок. Единственную попытку влиться в европейское авиапространство сделал владелец KrasAir Борис Абрамович. В 2005 году его компания в консорциуме с венгерскими инвесторами пыталась купить местную Malev. Но сделка сорвалась - против притока капитала из России выступили венгерские профсоюзы. Они опасались, что Абрамович начнет серию массовых увольнений.
Alitalia последний раз получала прибыль по итогам 2002 года. С тех пор дела у компании идут все хуже и хуже, но она все равно остается одной из самых крупных в Италии. В парке Alitalia 179 самолетов - в два раза больше, чем у "Аэрофлота". Да и по качеству лайнеров итальянская компания намного опережает отечественную: в Alitalia предпочитают летать на Boeing и Airbus, а не на Илах и Ту.
Другая крупная сделка официально не анонсировалась, однако "Коммерсант" и Reuters из своих источников смогли узнать, что Трубная металлургическая компания ведет переговоры по слиянию с украинской "Интерпайп", принадлежащей известному бизнесмену и зятю бывшего президента Украины Леонида Кучмы Виктору Пинчуку.
Если сделка состоится, новая компания станет самой большой трубной корпорацией мира и займет 17 процентов мирового рынка труб для нефтегазовой отрасли. Развивать бизнес на Украине Пинчуку мешает нехватка активов, которые можно было бы выкупить, и политическая ситуация - после прихода к власти "оранжевых" принадлежащую Пинчуку "Криворожсталь" быстренько деприватизировали и продали индийской Mittal Steel.
В свою очередь, представители ТМК уже заявляли, что хотят в ближайшее время потратить на поглощения до двух миллиардов долларов.
На этом фоне почти незаметно принял электроэнергетическую стратегию "Газпром". К своим газовым, нефтяным ("Газпром нефть") и угольным (совместное предприятие с СУЭК) активам компания захотела добавить еще и треть российской электроэнергетики. Если это произойдет, доля "Газпрома" в генерирующих, сбытовых и сетевых компаниях превысит долю ГидроОГК и "Росэнергоатома".
Агрессивная политика "Газпрома" не удивительна, учитывая, что к 2014 году газовая монополия намерена увеличить свою капитализацию до триллиона долларов, то есть в четыре раза. Для сравнения, на конец 2006 года столько стоили все российские компании, акции которых торгуются на бирже.
Желающих купить активы во всех отраслях экономики, от спортивной одежды до алюминиевых комбинатов, за пару миллиардов долларов было в начале апреля хоть отбавляй. Но самые большие сделки носят пока гипотетический характер - они могут произойти, а могут и сорваться. Тем не менее, инвесторы следят за ними с повышенным интересом, чтобы не пропустить момента, когда нужно срочно продавать или покупать акции поглощаемых компаний.
8 апреля издание Sunday Express сообщило, что консорциум ближневосточных инвесторов вместе с рядом американских инвестиционных фондов готовится купить химическую компанию Dow Chemical за 50 миллиардов долларов. Огромная сумма тут же появилась во всех информагентствах, но сама Dow Chemical поспешила назвать информацию о переговорах слухами. Тем не менее, результат налицо - за один день акции компании подорожали на пять долларов: кто-то успел сделать "на слухах" немалые деньги.
В таком же "вероятностном" состоянии находится и сделка по приобретению голландского банка ABN Amro его британским конкурентом Barclays. В отличие от Dow Chemical, обе компании подтвердили начало переговоров. Если объединение состоится, суммарная капитализация банка может достичь 155 миллиардов долларов. Но у Barclays уже появились конкуренты: испанский Banco Santander и британский Royal Bank of Scotland заявили о том, что также рассматривают возможность покупки ABN Amro.
Голландские активы в апреле 2007 года вообще стали лакомым куском для поглощения. 10 апреля руководство голландской Rodamco, крупнейшего в Европе владельца торговых центров, согласилось на слияние с французской Unibail Holding за 14,8 миллиарда долларов. Объединенная компания будет управлять 95 торговыми центрами с общей площадью в 3,3 миллиона квадратных метров. Для сравнения, проект "Москва-сити" предполагает строительство только двух с половиной миллионов квадратных метров офисных, административных, гостиничных, торговых и других площадей.
Из области недвижимости обратимся к розничному бизнесу. В этом сегменте рынка 10 апреля владелец марок Gucci и Yves Saint Laurent компания PPR заявила о приобретении Puma. Сумма сделки составит 5,3 миллиарда евро.
Ну и наконец в очередной раз весь рынок удивил своим предложением американский миллиардер Кирк Керкорян. Как главный частный акционер General Motors он ранее настаивал на альянсе компании с Renault-Nissan. Когда стало ясно, что сделка не состоится, он заявил, что готов выкупить у DaimlerChrysler подразделение Chrysler за 4 с половиной миллиарда долларов. Переговоры продолжаются.
Не все, кто хотел бы купить активы на мировой ярмарке, смогли добиться желанных слияний. Ретироваться вынуждены были сразу несколько компаний, в том числе и те, кто делать этого не привык. Например, энергетический концерн E.on, претендовавший на испанскую Endesa, вынужден был признать, что предложение совместного предприятия итальянской Enel и испанской Acciona привлекательнее. Немецкий концерн выбыл на той стадии борьбы, когда Endesa оценивалась более чем в 42 миллиарда евро. За отказ от поглощения E.On получил возможность от победителей в будущем выкупить активы испанской компании на 10 миллиардов евро.
Фиаско потерпела и британская Imperial Tobacco, заявившая о желании купить производителя сигарет Gauloises и Gitanes компанию Altadis. Руководство испанских табачников не захотело продаваться ни за 15 миллиардов долларов, ни за 16,1 миллиарда долларов. В компании говорят, что британцы недооценивают уникальность Altadis.
Середина-конец апреля традиционно считается временем, когда крупные компании представляют релизы по итогам деятельности за первый квартал года. Увлеченные подсчетами прибыли от собственной деятельности концерны могут на время приостановить слияния и поглощения. Но с уверенностью можно сказать, что вскоре на рынке появятся новые предложения по объединению - склонность к слияниям свидетельствует о здоровье мировой экономики и о том, что крупным корпорациям еще есть, что делить.