Экономика
15:08, 12 апреля 2007

Закрыть досрочно, доходы не важны До конца года в Петербурге может не остаться игровых автоматов

Власти Санкт-Петербурга решили досрочно закрыть игорные заведения. Уже 1 января 2008 года городские залы игровых автоматов могут оказаться вне закона. Казино же решили не обижать, они продержатся чуть дольше и будут закрыты к 1 июля 2009 года.

Всего в городе действует 17 казино и 571 зал игровых автоматов. Чтобы опередить время, правительству Петербурга пришлось лишь принять соответствующий законопроект.

Аналогичный документ готовит депутат Госдумы Лебедев и в Москве. Там группа депутатов "Наша столица" угрожает властям столицы 50 тысячами подписей в поддержку проекта закона, запрещающего игорные заведения с начала будущего года. Если им удастся собрать эти подписи, то Мосгордума, возможно, примет документ на рассмотрение.

Если к двум столицам захотят присоединиться другие регионы, им стоит поторопиться. Согласно закону "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", принять решение о полном запрете или ужесточении требований к игорным заведениям они могут только до 1 июля 2007 года.

Напомним, закон подразумевает создание к 2009 году специальных игорных зон в пяти регионах страны: Алтайском и Приморском краях, в Калининградской области, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области. Несмотря на то, что новый закон в целом положительно оценивает население, региональным властям стоит задуматься над последствиями полного запрета игорных заведений.

Речь идет о потере каждым регионом в случае полного запрета игровых клубов как минимум нескольких сотен миллионов рублей в год. Суммарный бюджетный урон составит десятки миллиардов рублей. Например, для Саратовской области эта цифра составит полмиллиарда рублей. Для Челябинской – свыше 350 миллионов рублей. В год на игорном бизнесе тот же Петербург зарабатывает 2,5 миллиарда рублей.

Всего в игорном бизнесе занято полмиллиона россиян. Восемьдесят процентов этих граждан – активные молодые люди в возрасте до 27 лет. В ближайшее время большинство из них потеряет свою работу, а создаваемых заново игорных зонах будет объявлен масштабный набор персонала. Все это не лучшим образом отразится на рынке труда (если исключить ситуацию, когда население радо любой работе).

Но и это еще не все. По мнению экспертов, немедленный запрет игорных заведений приведет к росту числа подпольных клубов. Связано это, в перву очередь, с невозможностью легального оборота игорного оборудования – для его продажи нужна лицензия. Оставшиеся автоматы будут сбываться "налево" всем желающим.

Игорными заведениями – легальными или нет – обзаведутся все крупные города. Так было в сороковые годы в США, в пятидесятые годы в Германии, и в семидесятых годах в Нидерландах. Так сейчас обстоят дела в Турции, где казино запрещены, но действует до трех тысяч подпольных. Не помогли запреты Ирану, Греции, Китаю.

С другой стороны, размеры выжившего, цивилизованного рынка значительно сократятся. Новый закон требует, чтобы стоимость чистых активов организаторов азартных игр составляла не менее 600 миллионов рублей. Этому критерию удовлетворяет лишь несколько крупных операторов.

Средний процент выигрыша игровых автоматов будет установлен на уровне не ниже 90 процентов, что могут позволить себе также лишь крупные операторы. Автоматов в зале должно быть не менее полусотни – этому критерию удовлетворяют лишь 30 процентов заведений. Столько же располагается в помещениях площадью более 100 метров.

Если же спуститься на местный уровень, то окажется, что в каждом регионе есть масса своих, специфических моментов, не учтенных федеральной реформой игорного бизнеса. Поэтому закон позволяет регионам запрещать отдельные виды игорных заведений, введя собственную трактовку этого термина.

В то же время цивилизованные законодательные нормы позволяют цивилизованно же перейти к новым условиям. Cогласно закону об игорном бизнесе, решения субъектов, принятые до 2007 года, сохранят свое действие и могут быть при желании властей скорректированы с учетом местной специфики.

Так уже поступили Москва и Московская область. Москва, в частности, добилась вывода за пределы своей территории 70,5 процентов игорных заведений при сохранении налоговых поступлений на плановом уровне. Таким образом можно смягчить переход к ситуации 1 июля 2009 года, когда большинство игорных заведений переселятся в специальные зоны.

Неизвестно, что лучше – полный запрет игорных заведений или ужесточение требований к ним. Однако точно можно сказать, что лучше всего – одновременно получить и спокойствие населения, и сохранить в целости источники налоговых поступлений. Ведь до 30 процентов бюджетных доходов некоторых регионов до сих пор составляют именно "игорные" деньги.

Евгений Лисицын

< Назад в рубрику