Россия
02:30, 15 апреля 2007

Позвольте с вами не согласиться В Москве прошел "Марш несогласных"

Анна Вражина

В субботу 14 апреля в Москве прошла одна из самых массовых и шумных акций российской оппозиции - "Марш несогласных", организованный коалицией "Другая Россия". События развивались по ставшей уже привычной схеме: оппозиция объявила, что хочет провести марш; московские власти не дали ей разрешения; оппозиция заявила, что марш все равно будет; в назначенный час в назначенном месте участников марша поджидали тысячи бойцов ОМОНа, внутренние войска, автозаки, самосвалы и водометы.

Перебор

Акцию под тем же названием, которая была проведена 3 марта в Санкт-Петербурге, "Другая Россия" посчитала своим самым большим успехом, несмотря на то, что демонстранты столкнулись с жесткими действимями ОМОНа, а более сотни из них были задержаны. Оппозиционеры утверждали, что им удалось вывести на Невский проспект аж 15 тысяч человек. По другим оценкам, "несогласных" было от одной до пяти тысяч.

Организаторы горели желанием повторить успех. 24 марта состоялся еще один "Марш несогласных" - в Нижнем Новгороде. Впрочем, он не собрал и ста человек и продлился всего несколько минут - его разогнал ОМОН. Нижегородские оппозиционеры планируют провести еще три марша - 28 апреля, 26 мая и 9 июня.

В середине марта "Другая Россия" объявила, что 14 апреля проведет "Марш несогласных" в Москве, а 15-го - в Санкт-Петербурге.

Прекрасно понимая, что соответствующие разрешения получить не удастся, оппозиционеры затеяли с чиновниками городских администраций обычную в таких случаях игру. "Оргкомитет надеется, что власти обоих городов на этот раз не захотят нарушить Конституцию и разрешат проведение шествий по заявленным маршрутам", - говорилось в их пресс-релизе.

Организаторы апрельской акции в Москве заявили, что планируют назначить местом сбора демонстрантов Пушкинскую площадь. В мэрии Москвы им заявили, что не могут этого разрешить, поскольку в то же время на том же месте должна пройти акция "Молодой гвардии Единой России".

Вместо Пушкинской площади "несогласным" поначалу предложили собраться подальше от центра города, там, где побольше места, - на ВВЦ. Петербургские власти, со своей стороны, предложили "несогласным" провести митинг на Пионерской площади, и заявили, что не могут допустить перекрытия автомобильного движения в центре города.

11 апреля начальник управления московского правительства по работе с органами обеспечения безопасности Николай Куликов заявил, что городским властям удалось уговорить "несогласных" обойтись без марша. По его данным, организаторы акции решили провести митинг на Тургеневской площади. Представители "Другой России", со своей стороны, тут же опровергли информацию о своих договоренностях с мэрией, заявив, что не оставили намерения собраться на Пушкинской площади и провести шествие до Тургеневской.

На следующий день два лидера "Другой России", Михаил Касьянов и Эдуард Лимонов получили письма из прокуратуры, в которых их предостерегали от организации и участия в несанкционированных уличных акциях. Позже появилась информация, что к другим потенциальным участникам "Марша несогласных" обращаются представители прокуратуры с требованием подписать некую бумагу, удостоверяющую, что подписавший ее знаком с законом "О митингах и шествиях" и обязуется не нарушать его во время акции 14 апреля.

В пику "Маршу несогласных", на который организаторы рассчитывали вывести 5-7 тысяч человек, "Молодая гвардия Единой России" запланировала на субботу акцию на Воробьевых горах под названием "Марш согласия", пообещав, что на нее придет 15 тысяч человек. Акция МГЕР на Пушкинской площади, из-за которой "несогласным" запретили там собираться, оказалась своего рода "филиалом" этого большого митинга: в Новопушкинском сквере был установлен экран, на котором собравшимся в прямом эфире показывали происходящее на Воробьевых горах. Отметим, что, по утверждениям пресс-секретаря НБП Александра Аверина, подававшего заявку на проведение "Марша несогласных", представителей МГЕР у соответствующего окошка в мэрии он не видел. О том, что "молодогвардейцы" намерены собраться именно на Пушкинской площади и именно 14 апреля в полдень, стало известно лишь после того, как "несогласные" объявили, что хотят начать марш с этого места и в это время.

Кроме "Другой России" и "Молодой Гвардии", свои акции на 14 апреля запланировали "Движение против нелегальной иммиграции" (ДПНИ) совместно с "Конгрессом русских общин" (КРО), а также "Союз правых сил". Первые собирались протестовать на Болотной площади против политики московских властей под лозунгом "Это наш город!", вторые - на Славянской площади требовать честных выборов.

Забегая вперед, скажем, что "молодогвардейский" "Марш согласия" собрал, как и было предсказано, несколько тысяч человек. Молодежное крыло "Единой России" заклеймило "несогласных" как "сборище продажных клоунов" и отправило в символический мусорный контейнер портреты их лидеров, а также Бориса Березовского и Леонида Невзлина.

Что касается ДПНИ и КРО, то на их митинге была принята резолюция с призывом провести референдум о создании союзного государства с Белоруссией и выдвинуть на пост главы этого государства Александра Лукашенко. Напомним, ранее появились слухи о том, что Лукашенко может возглавить "партию 'Русского марша'" под названием "Великая Россия". Белорусский президент отказался от этого.

Был еще митинг СПС на Славянской площади, на котором правые требовали проведения в России честных выборов. Но этот митинг, будучи далеко не массовым и исключительно мирным, большого внимания к себе не привлек.

Стой, кто идет

Газета "Коммерсант" в своем субботнем номере раскрыла утвержденный главой московского ГУВД Владимиром Прониным план действий правоохранительных органов. Центр Москвы поделили на четыре зоны, и в каждой из них личную ответственность за правопорядок и общественную безопасность нес милиционер в высоких чинах.

Так, Тверская улица с Триумфальной и Пушкинской площадями, а также улица Охотный Ряд стали зоной ответственности начальника московского ОМОНа полковника Вячеслава Хаустова. Ему в подчинение были отряжены 2900 милиционеров, причем в основном прибывших из других регионов. Омоновцев при исполнении и вообще-то трудно назвать ласковыми людьми, но опыт питерского "Марша несогласных" показал: иногородние омоновцы, как правило, неласковы вдвойне. Эта мера вполне объяснима, учитывая, что именно в этой зоне должен был начаться марш.

В другой зоне (Тургеневская, Славянская и Лубянская площади и Чистопрудный бульвар) марш должен был закончиться. В этой зоне, ответственным за которую был назначен замначальника управления обеспечения общественного порядка (УООП) ГУВД Москвы полковник Вячеслав Бондарев, было санкционировано два митинга: на Тургеневской ("Другая Россия") и на Славянской (СПС). Здесь количество милиционеров было несколько меньше - 2270 человек.

Митинг КРО и ДПНИ на Болотной площади попал в зону ответственности и. о. начальника УООП полковника Аркадия Гостева и приданных ему 1650 милиционеров. От националистов на сей раз не ждали агрессивных действий, да и к тому же перекрыть входы и выходы с Болотной площади, расположенной на острове на Москве-реке, можно гораздо меньшим числом бойцов.

Заместителю начальника милиции общественной безопасности ГУВД Москвы полковнику Владимиру Епифанцеву, ответственному за Воробьевы горы, придали всего 1360 человек, хотя именно здесь ожидалась самая массовая акция - 15 тысяч человек. Правда, это было 15 тысяч лояльных и не склонных к агрессии "молодогвардейцев".

Таким образом, в общей сложности порядок в Москве в субботу обеспечивали больше 8 тысяч милиционеров. Плюс к тому 2100 военнослужащих внутренних войск (в том числе спецназ), а также балашихинская оперативная дивизия особого назначения, бойцы которой были спрятаны во дворах в наиболее охраняемой зоне (в районе Тверской) и готовы были прийти на помощь ОМОНу по приказу начальника штаба, заместителя начальника ГУВД Москвы генерала Вячеслава Козлова. Плюс сотрудники правоохранительных органов в штатском, которых в районе Тверской должно было быть около 500 человек.

Еще недавно такие меры безопасности можно было бы назвать "беспрецедентными". Но по нынешним временам это уже вполне привычная картина: вспомнить хотя бы "Русский марш" 4 ноября 2006 года и первый московский "Марш несогласных" 16 декабря того же года, на которых омоновцев было больше, чем демонстрантов.

Уже никто никуда не идет

Вся эта огромная машина обеспечения общественного порядка начала работать с раннего утра субботы, постепенно набирая обороты. Скопления милиции наблюдались не только в районе Тверской (там в начале одиннадцатого стали перекрывать переулки, ведущие к Большой Дмитровке) и на Болотной, но и у памятника Юрию Долгорукому напротив мэрии Москвы, а также у здания Минобороны на Знаменке, хотя в этих местах никаких акций вроде бы не планировалось.

Еще до того, как события на Пушкинской перешли в активную фазу, поступили два сообщения о задержаниях оппозиционных активистов. Одну группу - 25 человек из "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспарова во главе с Александром Осовцовым задержали в Подмосковье. Как рассказал "Эху Москвы" сам Осовцов, им объяснили, что в доме отдыха "Аксаково", где они остановились по пути в Москву на "Марш несогласных", ночью кто-то стрелял, поэтому милиции необходимо установить их личности.

Еще десять человек, активистов "Российского народно-демократического союза" (РНДС) Михаила Касьянова, задержали на Малой Дмитровке, когда они направлялись на встречу со своим лидером.

К 11 часам Пушкинскую площадь перекрыли, Новопушкинский сквер оцепили. Около половины двенадцатого там стали собираться "молодогвардейцы". Вскоре на другой стороне Тверской появились "несогласные". Милиция пресекала любую их попытку сконцентрироваться: оппозиционеров рассекали на небольшие группы и задерживали.

"Марш несогласных" в Москве. Фотогалерея Ленты.Ру
Lenta.ru

Относительно большая группа "несогласных" во главе с Гарри Каспаровым попыталась прорваться к Новопушкинскому скверу с Тверской, но была остановлена кордоном ОМОНа. Самого Каспарова задержали, его сторонников рассекли на группы, часть оттеснили в переулки, и их постигла та же участь.

Здесь начинается странная история, касающаяся Эдуарда Лимонова. В сообщении интернет-издания "Каспаров.Ru" лидер НБП был назван среди задержанных. При этом корреспондент Ленты.Ру Лимонова среди прорывающихся не видел.

Крыши домов на Пушкинской площади тоже стали ареной политического противостояния. Над одной, со стороны Новопушкинского сквера, взвился флаг НБП. А на крыше издательства "Известия" появились активисты прокремлевского движения "Россия молодая", которые развернули оскорбительный для "несогласных" плакат и сбросили на площадь листовки. Листовки эти представляли собой обращение "царя Соединенных Штатов Планеты Земля (СШПЗ) Жоржа Буша Младшего" к демонстрантам. Монарх благодарит их за поддержку своих агентов Касьянова, Каспарова, Лимонова и Поткина (при чем здесь последний, не очень ясно) и гарантирует им паек из жвачек, гамбургеров, кока-колы и марихуаны, помощь в устройстве сексуальной жизни, а в перспективе - присоединение России к СШПЗ. "Румоловцев" сняли с крыши и увезли в ОВД. Что сталось с нацболами-знаменосцами, не сообщается.

Когда несколько сотен "несогласных", претворяя в жизнь замысел марша, двинулись по Бульварному кольцу от Пушкинской площади к Тургеневской, пресс-секретарь НБП Александр Аверин заявил "Эху Москвы", что Лимонов находится в этой колонне. Корреспондент Ленты.Ру, опять-таки, его там не видел.

Колонна, выйдя на бульвары, перекрыла проезжую часть в попутном направлении. Во главе шел Михаил Касьянов - чуть ли не единственный из лидеров "Другой России", который остался на свободе. Его, кстати, тоже пытались задержать, но охранники отбили экс-премьера у омоновцев. Начальство то ли не успело, то ли не сочло нужным вызывать спрятанную во дворах дивизию особого назначения, и Касьянов пошел дальше.

При подходе к Трубной площади колонну остановил очередной милицейский кордон. "Несогласные" предприняли неудачную попытку прорвать его и вынуждены были отступить. Сделав крюк через переулки и Большую Лубянку, часть из них все же добралась до конечной точки - Тургеневской площади. Остальных омоновцы рассеяли и задержали.

Около часа дня на Тургеневской площади начался санкционированный митинг "несогласных". Продлился он около получаса. В конце собравшихся призвали отправиться на Краснопресненскую набережную, к ОВД "Пресненское", куда было доставлено больше всего задержанных, в том числе Гарри Каспаров. Милиция оттеснила людей к метро.

Через некоторое время у Пресненского ОВД собрался стихийный пикет (по данным Каспарова.Ru, около 200 человек, в том числе депутат Госдумы Владимир Рыжков). Несколько десятков его участников были задержаны. Уже под вечер из ОВД были выпущены некоторые задержанные, в том числе журналисты, среди них Валерий Панюшкин из "Ведомостей", чья пятничная колонка, посвященная "Маршу несогласных", наделала немало шума.

Между тем появилось еще одно странное сообщение, касающееся Лимонова. К этому времени отсутствие какой-либо информации о нем стало уж совсем подозрительным. Александр Аверин сообщил "Эху Москвы", что Лимонов "просто не успел" на митинг на Тургеневской площади (напомним, ранее он говорил, что лидер НБП находится в колонне, идущей к Тургеневской с Пушкинской площади) и "уехал по своим делам".

Странное сообщение распространил пресс-секретарь "России молодой" Александр Калугин. По его словам, один из активистов представляемой им организации, возвращаясь домой, увидел Лимонова на пересечении Чистопрудного бульвара и Покровки, подскочил к нему, обозвал фашистом и бросил в него горсть монет. Далее следовали и вовсе душераздирающие подробности: якобы в ответ охранники Лимонова несколько раз выстрелили в активиста из травматического пистолета, но не попали, и тот убежал.

Поскольку дозвониться до Лимонова ни Ленте.Ру, ни журналистам других изданий до сих пор не удалось, остается только гадать, где был и чем занимался лидер НБП во время организованного при его непосредственном участии "Марша несогласных". Учитывая поступившее ему предостережение прокуратуры, а также то, что на 18 апреля назначено судебное слушание по иску прокуратуры о признании НБП экстремистской организацией, можно предположить, что Лимонов хотел принять участие только в санкционированной части акции - митинге на Тургеневской площади. На Пушкинской его, соответственно не было, и именно поэтому он шел к Чистым Прудам с противоположной стороны. Ну а что касается его опоздания - что ж, всякое бывает, особенно когда в центре Москвы такое творится.

Остается лишь добавить, что, по оценкам милиции и журналистов, в митинге на Тургеневской площади приняли участие около тысячи человек, а задержано было около 250 человек. Таким образом, "несогласных" оказалось значительно меньше, чем 3 марта в Питере, а задержанных - значительно больше.

< Назад в рубрику