На этой неделе Лента.Ру ознакомилась с новой пластинкой пионеров электронной музыки Throbbing Gristle, а также с работой новосибирского трио Punk TV, в творчестве которого электронные инструменты также играют далеко не последнюю роль. Кроме того, в редакцию попали концертник группы Korn, выдержанный в несвойственном для коллектива акустическом формате, и коллекция каверов на песни Боба Дилана в исполнении Брайана Ферри.
Второй альбом новосибирского трио Punk TV - это диск, на котором содержится около сорока минут практически идеальной поп-музыки. Очевидно, что ребята слушали или слышали большое количество разнообразных пластинок. При желании в творчестве группы можно расслышать отголоски произведений таких музыкальных деятелей, как Primal Scream, New Order и даже My Bloody Valentine.
Но какой смысл разбирать, из чего именно собраны песни Punk TV, если все ингредиенты подобраны со вкусом, добавлены в верных пропорциях и тщательно перемешаны. На месте все, что нужно: жужжащие синтезаторы, добавляющие звуку плотности, "космические" футуристические звуки в духе мультфильма "Тайна третьей планеты", упругий бас, уверенные ритмы. Устали от совсем уж танцевальных инструментальных треков? Есть несколько песен с приятным вокалом и запоминающимися мелодиями. Под конец припасена даже баллада под названием Rollercoaster (кстати, пожалуй, это лучший трек на альбоме).
Отдельно хотелось бы отметить название альбома - "Музыка для сломанных клавиш" (Music for the Broken Keys). С клавишными инструментами у Punk TV как раз все в порядке, более того, именно они являются, по сути, фундаментом всей пластинки.
Кто бы мог подумать, что группа Korn будет вызывать любопытство в 2007 году у кого-либо, кроме 14-летних подростков и самых преданных фанатов. Но вот ведь парадокс: коллектив умудрился выпустить концертник, который кажется по меньшей мере забавным. Секрет тут в том, что Korn отказались от привычной стилистики (так называемый рэп-металл отправлен в мусорное ведро, по крайней мере на время, до следующего студийного альбома) в угоду устоявшемуся формату MTV Unplugged и позвали гостей.
В результате первая же песня Blind, трек с дебютного альбома Korn, напоминает не то кантри, не то какую-то латиноамериканскую этнику. Дальше, как говорится, больше. Хит Freak on a Leash Джонатан Дэвис исполняет вместе с Эми Ли, вокалисткой в каком-то смысле замечательной группы Evanescence. Также на пластинке гостит основатель The Cure Роберт Смит и тень лидера Radiohead Тома Йорка. Тень - поскольку голоса его мы не слышим, просто Дэвис исполняет песню Creep, благодаря которой, в общем-то, "Радиоголова" и прославилась. Правда, в версии Korn нецензурщина, присутствовавшая в оригинале, удалена.
Вышеперечисленными лицами список гостей не ограничивается. Формат MTV Unplugged допускает использование различных экзотических инструментов, не использующих электричество, и Korn пользуются этим сполна. Например, можно расслышать этническую перкуссию, тромбон и даже пилу.
И напоследок немного о недостатках. Собственно, пластинка не вызывает каких-либо эмоций, кроме уже упомянутого любопытства. Качество материала явно не дотягивает до аналогичных "unplugged" работ Nirvana, Джими Пейджа с Робертом Плантом или тех же The Cure.
Британская группа Throbbing Gristle изобрела около тридцати лет назад стиль "индастриал". Это такая, с позволения сказать, музыка, где вместо нормальных инструментов звучат заводские шумы, потусторонние шумы и поскрипывания, искаженные голоса. В лучшем случае из всего этого складывается ритм; о мелодиях в подавляющем большинстве случаев и вовсе можно забыть.
Квартет Throbbing Gristle успел проторить дорогу многочисленным последователям, просуществовав совсем недолго. Группа распалась, участники с увлечением занялись сторонними проектами (Coil и Psychic TV даже побывали в России). Последователи же разбрелись кто в лес, кто по дрова. Индастриал скрестили с металлом и поп-музыкой, структурировали, формализовали.
Через два с половиной десятка лет Throbbing Gristle неожиданно вернулись с новым альбомом, чтобы заново рассказать молодежи и напомнить давним поклонникам, как все было. Part Two - это десять тягучих композиций, которые песнями язык не поворачивается назвать. Хронометраж - от пяти минут и выше, совсем не формат радио. Технологии, возможно, поменялись, но звучат Throbbing Gristle по-прежнему: в шумовых экспериментах находится место для корнета, задумчивых клавишных и даже тишины. Именно так, тишины: группа не гонится за плотностью звука, выдерживает эффектные паузы, понимая, что промышленные постройки из бетона и металла смотрятся особенно впечатляюще на фоне чистого голубого неба, а не унылого и однообразного городского ландшафта.
На Almost a Kiss, четвертом треке на пластинке, Throbbing Gristle подбираются к песенному формату на расстояние вытянутой руки. Впрочем, в эфир эта композиция все равно вряд ли проберется: во-первых, цепкого припева ждать не приходится, во-вторых, слишком уж она грустная.
Брайан Ферри, эстет и позер (оба эти слова в данном случае не стоит расценивать как ругательства), когда-то создал группу Roxy Music. В 1983 году коллектив распался, а затем, вполне в духе двухтысячных годов, реформировался. Поклонники ждут новую пластинку, но Ферри слишком озабочен сольным творчеством. И, как показывает его последний альбом, творчеством Боба Дилана.
Пластинка Dylanesque содержит одиннадцать каверов на песни Дилана. Ровно на экваторе располагается обязательная Knockin' On Heaven's Doors. Кстати, по подсчетам специалистов, это далеко не первая песня из репертуара Дилана по частоте исполнения другими музыкантами. Еще хотелось бы отметить All Along the Watchtower. Многие вспомнят эту песню скорей в исполнении Джими Хендрикса, а не Дилана. А теперь вот Ферри завершил ей свой очередной альбом.
В целом пластинка не поражает воображение, но производит очень приятное впечатление. С другой стороны, если на одном диске встречаются такие личности, как Ферри и Дилан, трудно ожидать, что результат выйдет неудовлетворительным.
Диски предоставлены компанией GALA Records и агентством InterMedia