Экономика
22:40, 27 апреля 2007

Сенаторы против нефтяников В США предложили объявлять межгосударственные топливные картели вне закона

Александр Поливанов

Юридический комитет Сената США единогласно одобрил поправки в антимонопольный Акт Шермана (The Sherman Act), действующий в Штатах с 1890 года. Согласно этим поправкам, любой государственный картель, который бы занимался ценообразованием на газ, нефть или другое топливо, должен быть объявлен вне американских законов и преследоваться спецслужбами США. Но до принятия закона в Сенате говорить о том, что Штаты пошли на конфликт с нефтедобывающими странами пока преждевременно.

Принятие законопроекта под названием NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act) - давняя мечта сенатора от штата Висконсин и демократа Хербу Коля (Herb Kohl). Он инициировал рассмотрение этой идеи уже трижды с 2000 года, однако его коллеги до поры до времени отказывались одобрять законопроект. В конце апреля сенаторы юридического комитета впервые согласились с доводами Коля.

Тезисы сенатора вкратце заключаются в следующем: нефтяные картели наподобие Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) устанавливают монопольные цены на мировых рынках, искусственно сокращая объемы добычи. В результате, потребители, то есть, прежде всего, сами Соединенные Штаты, вынуждены платить за топливо больше, чем могли бы. Экспортеры же, наоборот, получают дополнительную, ничем не обоснованную прибыль.

Чтобы исправить ситуацию, Коль предложил изменить антимонопольное законодательство США. По его мнению, спецслужбы Штатов должны получить разрешение на преследование тех стран, которые состоят в топливных картелях. Это означает, что если документ будет принят, то к участникам ОПЕК будут приняты те же меры, что и по отношению к России швейцарской фирмой Noga. Та, напомним, на протяжении нескольких лет подряд пыталась арестовывать все государственное имущество России. В частности, Noga пыталась захватывать самолеты на авиасалонах во французском Ле-Бурже, выставочную коллекцию ГМИИ имени Пушкина и многие другие активы.

Сейчас ОПЕК застрахован от таких инцидентов законодательным актом США от 1979 года. Тогда Федеральный суд постановил, что картельные сговоры экспортеров нефти защищены законом о зарубежном суверенном иммунитете. Иными словами, по закону, правительство одной страны не может привлекать к ответственности в суде руководство другой страны. Херб Коль, а вместе с ним и другие сенаторы, сочли данное постановление несправедливым.

Принятый ими проект отражает резко ухудшившиеся в последнее время отношения США с некоторыми членами ОПЕК, в первую очередь, с Венесуэлой и Ираном. Когда войска Ирана захватили британских моряков, казалось, что военных действий на Ближнем Востоке с участием США не избежать. Даже несмотря на то, что моряков потом отпустили, отношения между Штатами и Ираном сейчас крайне напряжены.

Что касается Венесуэлы, то с ней США находятся на ножах с тех пор, как к власти в латиноамериканской стране пришел Уго Чавес, известный своими антиамериканскими высказываниями. Однако полностью разорвать нефтяные контракты не могут ни Венесуэла, ни США: одни потеряют рынок сбыта, другие - ресурсы для нефтеперерабатывающих заводов.

Реакция

Нельзя сказать, что поправки, принятые юридическим комитетом Сената, вызвали ажиотаж в ведущих мировых экономических изданиях. Однако в России инициатива американских сенаторов обернулась целым рядом публикаций, хотя Россия и никогда не состояла в ОПЕК, против которой напрямую направлен проект Херба Коля.

Дело в том, что у инициативы сенатора есть и потаенная сторона. Словосочетание "газовый ОПЕК" в тексте законопроекта хоть и ни разу не употребляется, но, безусловно, имеется в виду. А Россия не только является одним из предполагаемых членов газового картеля, но и его лидером - именно Россия на форуме стран-экспортеров газа в катарском городе Доха предложила возглавить группу по ценообразованию на "голубое топливо".

Сенатор Херб Коль, фото с сайта kohl.senate.gov
Lenta.ru

"Газовая ОПЕК", если такая организация действительно будет создана, окажется влиятельнее свой нефтяной сестры, поскольку туда могут войти все основные производители газа в Западной Африке, Ближнем Востоке и Латинской Америке. Однако регулировать цены организации будет сложнее - газовые контракты, в отличие от нефтяных, заключаются на десятки лет вперед.

Тем не менее, идея "газовой ОПЕК" уже не раз вызывала критику со стороны США. Например, Палата представителей США заявила, что создание газового картеля будет рассматриваться американцами как угроза их стране и как "глобальная организация по вымогательству и рэкету".

Российские власти не отвечали на столь резкие заявления. Однако инициатива Коля стала хорошим поводом для того, чтобы Россия ответила США на их притязания на мировое господство и создание собственной мировой политической монополии.

Первым высказался представитель МИДа Михаил Камынин. Он заявил, что заключать союзы в нефтегазовой области - дело каждого конкретного государства, а США уже не в первый раз пытаются распространить действие своих законов за рубежом.

После этого отреагировала Госдума. Глава думского комитета по международным делам Константин Косачев заявил газете "Коммерсант", что у США "нет ни малейших юридических оснований что-либо запрещать России и другим государствам". Приблизительно в том же смысле высказались и представители"Газпрома" - отечественной газовой монополии.

Наконец, 27 апреля по поводу идеи Херба Коля высказалось и правительство. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко сказал, что проект вызывает у него "саркастическую улыбку". "Вряд ли она (инициатива - прим. "Ленты.Ру") пройдет через фильтры американской демократии", - понадеялся министр.

Если допустить, что оба события - и создание "газовой ОПЕК", и принятие поправок в антимонопольное законодательство США - произойдут, для России это будет означать, что ее федеральное имущество, вывезенное за рубеж, могут арестовать американские власти. Кроме того, Белый дом может запретить компаниям из США сотрудничать с российскими.

Недостатки такой политики очевидны на недавнем примере: 4 августа 2006 года Госдепартамент США запретил американским фирмам сотрудничать с российскими концернами "Сухой" и "Рособоронэкспорт". Основанием для запрета стал внутренний закон США, запрещающий сотрудничество с Ираном в военно-технической сфере. То есть американские власти обвинили российские компании в продаже оружия в Иран, что запрещено законодательством США.

После нескольких дней пикировки в СМИ выяснилось, что на гражданскую технику "Сухого" запрет не распространяется, поэтому Boeing может по-прежнему сотрудничать с российским авиастроительным концерном. А с 20 ноября санкции были сняты и со всего концерна "Сухой". Запрет США больше напоминал политический, а не экономический ход.

Точно так же, а именно как информационную войну, следует воспринимать и новости о создании "газовой ОПЕК" и о санкциях США к этой не существующей пока организации. Производители и потребители топлива всегда будут бороться между собой и пытаться защитить свои интересы. Одни - через правительственные и законодательные лобби, другие - через создание профсоюзов. Пусть и в международных масштабах.

< Назад в рубрику