Мир
17:09, 28 апреля 2007

Победить аутсайдера Между двумя турами выборов во Франции разгорелся скандал

Как только стали известны результаты первого тура президентских выборов во Франции, наметилась основная интрига второго тура. Победителями, напомним, стали кандидат от правоцентристского "Союза за народное движение" Николя Саркози, набравший 31 процент голосов, и кандидат от Социалистической партии Сеголен Руаяль, за которую проголосовали 25 процентов избирателей. Центрист Франсуа Байру набрал 18 процентов и во второй тур не прошел. Но именно он, как единодушно отметили политические наблюдатели и журналисты, оказался тем, кто, образно выражаясь, "держит ключи" от Елисейского дворца.

От того, за кого из двух оставшихся кандидатов Франсуа Байру порекомендует своим избирателям голосовать, во многом зависит их окончательная победа. К несчастью, аутсайдер Байру воспринял эти слова буквально, решив, что, несмотря на проигрыш в первом туре, он имеет полное право определять судьбу второго тура. Следствием стал очередной политический скандал накануне решающего голосования.

Кого предпочесть?

Сеголен Руаяль и Николя Саркози прекрасно понимают, насколько важны голоса сторонников Байру во втором туре. Каждый из них вправе рассчитывать на поддержку центристов. В первом туре к Байру примкнули те, кто ранее симпатизировал социалистам или правым, но по тем или иным причинам в них разочаровался. Очевидно, что во втором туре за неимением собственного кандидата они поддержат тех, кому симпатизировали ранее. Вопрос в том, как далеко готовы зайти Саркози и Руаяль для того, чтобы перетянуть центристский электорат на свою сторону.

Николя Саркози сказал, что открыт для диалога. При этом он указал на давно уже сложившуюся традицию, когда в отсутствие прямой конкуренции центристы из "Союза за французскую демократию" и правые из "Союза за народное движение" выступают единым фронтом. Поддержав правого кандидата, соратники Байру могли рассчитывать, как это было уже не раз, на министерские посты в новом правительстве. Более того, они бы фактически гарантировали себе поддержку правых на предстоящих в июне парламентских выборах. Наконец, в пользу союза с правыми также говорил тот факт, что еще в первом туре основатель центристской партии, бывший президент Франции Валерии Жискар д'Эстен, призвал избирателей поддержать не Франсуа Байру, а именно Николя Саркози.

Франсуа Байру на пресс-конференции 25 апреля. Фото с сайта bayrou.fr
Lenta.ru

Мадам Руаяль, со своей стороны, также заявила, что готова к переговорам. Ее позиции сильны еще и потому, что в первом туре Байру сам не раз предлагал социалистам объединиться против правых. Несмотря на одобрение со стороны некоторых видных членов Социалистической партии, таких как Мишель Рокар (Michel Rocard), заявивших, что только в союзе с центристами социалисты смогут победить Саркози, Сеголен тогда отказалась объединяться с Байру, не без оснований опасаясь, что "единым кандидатом" может оказаться не она.

Теперь, пройдя во второй тур, Руаяль уже без страха высказала готовность реанимировать эту инициативу. Более того, она пригласила Байру на публичные дебаты, чтобы всем стало ясно, какие пункты ее программы он готов поддержать, а какие, наоборот, не одобряет. Все с нетерпением ждали, что скажет сам Байру.

Нечестная игра

Впрочем, реакция Байру была частично предсказуема: выбора у него особого не было. Во время президентской кампании он позиционировал себя как третью независимую силу, которая должна положить конец традиционному разделению на правых и левых, радикально изменить политический пейзаж и вывести страну из затянувшегося кризиса. 18 процентов голосов, полученных им в первом туре (в три раза больше, чем на президентских выборах 2002 года), только укрепили его в мысли, что во Франции появилась новая политическая сила и произошла настоящая "оранжевая революция" - Байру, как до него Виктор Ющенко, а еще раньше Вилли Брант, шел на выборы под оранжевым цветом.

Рекомендовать своим избирателям голосовать за правых или левых значило бы признать свое подчиненное положение и фактически аннулировать достигнутые на выборах результаты. Поэтому, выступая на пресс-конференции, состоявшейся 25 апреля, Франсуа Байру заявил, что не будет рекомендовать своим избирателям голосовать за кого-либо из оставшихся кандидатов. Он отметил, что "не подчинится ни одному из двух лагерей и не будет заключать союз ни с одним из них". Одновременно, чтобы закрепить достигнутый на выборах успех, он объявил о создании новой "Демократической партии" взамен старой "Союз за французскую демократию", основанной Валери Жискар Д'Эстеном в 1978 году.

Байру также использовал выступление, чтобы высказать свои взгляды на политическую ситуацию, сложившуюся во Франции накануне второго тура голосования. Начав за здравие, Байру закончил за упокой, в данном случае за упокой Николя Саркози. Он подверг критике обоих оставшихся кандидатов в президенты, но основной удар направил на лидера "Союза за народное движение".

По словам Байру, Саркози представляет собой прямую "угрозу для демократии", а его приход к власти спровоцирует социальный раскол в обществе. Используя риторику не просто социалистов, а крайне левых, Байру упрекнул Саркози в близости к "финансовым кругам" и медиамагнатам, сравнив его с Сильвио Берлускони. Байру заявил, что "склонный к запугиванию и угрозам Саркози может сконцентрировать в своих руках слишком много власти", которую будет использовать для проведения политики "в интересах богатых".

О Сеголен Руаяль Байру высказался в том духе, что предлагаемые ею меры по увеличению государственных расходов на социальные выплаты серьезно ухудшат экономическое положение страны, однако оговорился, что готов принять ее приглашение провести публичную дискуссию и прояснить спорные моменты. Чтобы сгладить впечатление от критики в адрес Саркози, Байру зявил, что готов провести публичные дебаты и с ним.

Таким образом, Байру, чтобы сохранить независимое положение вновь созданной "Демократической партии" и заложить фундамент для президенских выборов 2012 года, не дал своим избирателям указаний, за кого голосовать во втором туре. Но в то же время он сделал все возможное, чтобы убедить их голосовать за Руаяль против Саркози. Концепция независимой политической силы оказалась шита белыми нитками, расположение Байру к Руаяль не укрылось ни от кого.

Очевидный крен Франсуа Байру влево вызвал резкий протест ряда членов центристской партии, которые более склоняются к традиционному союзу с правыми. Жиль Робиен (Gilles de Robien), занимающий пост министра в действующем правительстве, назвал обвинения Байру в адрес Саркози аморальными, заявив, что Байру превратился в "придаток Социалистической партии". По меньшей мере, 16 из 29 депутатов-центристов в Национальной ассамблее заявили о том, что во втором туре поддержат Саркози.

Левоцентристские дельцы

Совсем иной была реакция со стороны Сеголен Руаяль. Она с большим воодушевлением восприняла согласие Байру провести публичные дебаты и немедленно пригласила его прийти на запланированный на 27 апреля большой пресс-форум, организованный представителями региональной французской прессы. При этом мадам Руаяль отметила, что позиции Байру близки к ее собственным взглядам, изложенным в предвыборной программе - "Президентском пакте". "Мы могли бы вместе с ним перечитать "Президентский пакт", чтобы устранить возможную двойственность в интерпретации его положений и внести изменения", - заявила мадам Руаяль. Она также уверила Байру, что на встрече будут присутствовать телевизионщики, которые покажут дебаты в прямом эфире.

Сеголен Руаяль на форуме Региональной ежедневной прессы. Фото AFP
Lenta.ru

Байру и Руаяль на глазах у всех провернули хитроумную предвыборную сделку: формально не вступая в союз, они тем не менее получили возможность публично сравнить свои программы и убедить избирателей-центристов, что большого различия между ними нет и что голосовать надо за Сеголен. Эйфория усиливалась еще и от того, что дебаты были назначены на следующий день и правые уже никак не успевали помешать их проведению.

Будущие участники дебатов, казалось, не обратили внимания на слова Николя Саркози, который задал вполне резонный вопрос: кто соревнуется во втором туре президентских выборов? Если главными кандидатами на президентский пост являются Сеголен Руаяль и Николя Саркози, то зачем в предвыборных дебатах участвует еще и Франсуа Байру, который, несмотря на очевидный успех, первый тур проиграл?

Выступая в среду, 25 апреля, в эфире телеканала TF1, Саркози заявил в этой связи следующее: "В финале футбольных матчей соревнуются первый и второй номер, номер третий занимается чем-то другим, но он не в финале. Во втором туре нет бюллетеня "за Франсуа Байру"".

От плохого к худшему

Если Байру и Рауаяль предпочли пропустить это замечание мимо ушей, его услышали журналисты. 26 апреля Французский синдикат региональной ежедневный прессы (SPQR), который стал главным организатором пресс-форума, выступил против инициативы Руаяль превратить мероприятие в публичные дебаты с Байру. "На конференцию приглашена мадам Руаяль, и никаких публичных дебатов с Франсуа Байру не будет", - заявил в этой связи пресс-секретарь SPQR. Он пояснил, что пресс-форум организован для того, чтобы журналисты и редакторы региональных изданий смогли задать интересующие их вопросы двум оставшимся кандидатам в президенты: Сеголен Руаяль и Николя Саркози. А участие Франсуа Байру, как и других девяти кандидатов, проигравших первый тур, программой форума не предусмотрено.

В ответ Руаяль заявила, что найдет способ, как выйти из положения. "Во Франции пресса свободна за исключением некоторых случаев, когда на нее оказывают давление, что прискорбно", - заявила она, намекая на встречу, якобы состоявшуюся утром 26 апреля между руководителем SPQR и Николя Саркози.

В тот же день 26 апреля, координатор предвыборной кампании Руаяль Жан-Луи Бьянко (Jean-Louis Bianco) заявил, что согласие на проведение прямых дебатов между Франсуа Байру и Сеголен Руаяль дали кабельные телеканалы Canal+, France Inter и iTele. Он с сарказмом отметил, что, отказавшись от дебатов, Французский синдикат региональной ежедневный прессы упустил "историческую возможность", которой теперь воспользуются другие.

Но другие тоже не захотели "исторической возможности". Уже вечером 26 апреля представители телеканалов заявили, что не будут организовывать и транслировать дебаты между Руаяль и Байру. Телевизионщики отметили некоторые технические сложности, связанные с прямой трансляцией, но главной причиной их отказа послужило то, что предложенные дебаты нарушают установленные правила предвыборной кампании: равное эфирное время для всех кандидатов.

"Согласно этим правилам мы должны предоставить Николя Саркози компенсацию за эфирное время. Но как? И каким образом учитывать эфирное время, предоставленное Франсуа Байру, если он в итоге поддержит Сеголен Руаяль? И как быть, если он напротив пригвоздит ее к позорному столбу? Вычесть это время из эфира Николя Саркози? Перед этой головоломкой Canal+ и два его партнера France Inter и iTele приняли решение отказаться от проведения дебатов", - говорится в официальном коммюнике Canal +.

Упрямые и злые

Это решение вызвало бурю негодования со стороны социалистов и Франсуа Байру, которые обвинили во всех бедах Николя Саркози. Один из лидеров социалистов Жак Ланг (Jack Lang) выступил с разоблачением "политического давления", заявив, что "государство Саркози уже сейчас считает, что ему все можно". Генеральный секретарь социалистической партии Франсуа Олан (Franсois Hollande) указал на "давление со стороны Саркози".

Франсуа Байру в интервью радио RTL заявил, что Canal+ отказался от проведения дебатов по просьбе Николя Саркози. "У меня нет никаких доказательств, но я уверен, что это именно так", - авторитетно заметил он. "Благодаря тесным связям Саркози с финансовыми кругами и крупными медиамагнатами в деятельность редакций вмешиваются, заставляют замалчивать информацию... Под угрозой одно из основных прав французов - право на информацию. И это при том, что Сакркози пока еще не выбран. Что будет, когда его выберут?" - подытожил Байру.

Николя Саркози на форуме Региональной ежедневной прессы. Фото AFP
Lenta.ru

Тут уже лопнуло терпение у Саркози. Он заявил, что считает "обидными" и "оскорбительными" высказывания Байру как для себя лично, так и для журналистов, которых Байру обвиняет в продажности. Пресс-секретарь Профсоюза региональной прессы Мишель Комбуль (Michel Comboul), со своей стороны, заявил, что руководство профсоюза не встречалось с Саркози и уж тем более не получало от него никаких указаний отказаться от проведения дебатов. Директор Canal+ Родольф Бельмер (Rodolphe Belmer) в эфире радио RTL также отверг обвинения социалистов и Байру, сказав, что его телеканал "является абсолютно независимым".

Еще более жесткими в своих оценках оказались, как ни странно, однопартийцы Франсуа Байру. Член "Союза за французскую демократию" Андре Сантини (Andre Santini) заявил, что упомянутые дебаты Байру-Руаяль вообще не должны иметь места. "Это методы нечестного игрока, - отметил он в эфире Europe 1. - Необходимо объяснить Франсуа Байру, что он выбыл из предвыборной гонки в первом туре. То, что он делает, - недемократично и, в конце концов, антиконституционно. Конституция устанавливает правила президентской кампании, и для Байру во втором туре места нет".

Сантини также добавил, что сильнее других в этой ситуации может пострадать никто иной как Сеголен Руаяль. По словам Сантини, проигравший выборы Байру может позволить себе все что угодно, ему уже все равно, а Руаяль еще предстоит второй тур. Другой представитель "Союза за французскую демократию" Жан Артиус (Jean Arthuis) отметил, что весь этот политический скандал свидетельствует лишь о том, насколько неумело Сеголен Руаяль ведет свою кампанию.

Между тем поведение Байру и Руаяль не столько неумело, сколько опасно, так как подчеркивает их готовность пренебречь правилами демократических выборов для того, чтобы достичь своих целей. Байру фактически не признает результатов первого тура, согласно которым он проиграл, и пытается что есть сил заявить о себе во втором туре, куда сами же избиратели его не пустили. Руаяль вместо того, чтобы участвовать в "дискуссии идей" со своим главным оппонентом Николя Саркози, к чему он призвал ее сразу же после первого тура, предпочитает "пиарить" себя за счет дебатов с выбывшим Байру, тем самым отвлекая внимание электората от главных вопросов второго тура.

К слову, ни Руаяль, ни Байру не отказались от идеи дебатов. Пресс-секретарь предвыборного штаба Руаяль Жюльен Дрэ (Julien Dray) заявил, что дебаты "в том или ином виде обязательно состоятся". Газета Liberation выразила готовность организовать их "письменные дебаты" на своих страницах и на сайте издания. Наконец, 27 апреля стало известно, что свое согласие на проведение и освещение дебатов дали телеканал BFM TV и радиостанция RMC Info. Они состоялись в первой половине дня в субботу, 28 апреля.

Хотя после всего, что произошло, дебаты были уже не актуальны. И так всем ясно, кто кого поддерживает. А главное, против кого.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику