В ближайшее время в России появится вторая по величине авиакомпания - AirUnion. Указ о создании нового авиаперевозчика подписал Владимир Путин. Одобряя его появление, правительство и президент России дали отпор тем, кто считает, что госмонополий в стране становится все больше, и они вытесняют с рынка частников. AiRUnion не будет контролироваться государством - доля Росимущества в новой компании составит только 45 процентов. С другой стороны, создание крупного частного авиаперевозчика позволило в очередной раз отложить приватизацию "Аэрофлота".
Пока пять авиакомпаний, входящих в AiRUnion, - "Домодедовские авиалинии", "Красэйр", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс" - являются юридически самостоятельными. Они решили объединить свои усилия для того, чтобы конкурировать с крупнейшими авиаперевозчиками еще в 2005 году. Не последнюю роль в консолидации сыграл Борис Абрамович (не путать с Романом Абрамовичем), с 1999 года бессменный гендиректор "Красэйр" - самой крупной компании альянса.
Для того, чтобы оформить объединение, необходима была поддержка государства, поскольку Росимущество владеет в "Красэйре", "Домодедовских авиалиниях" и "Самаре" значительными пакетами акций.
Частные акционеры AiRUnion спорят с государством о том, кому достанется большинство акций новой авиакомпании, с 2005 года. Росимущество долго не соглашалось делать авиахолдинг частным, и даже предложило переименовать AiRUnion в более привычный постсоветскому уху "Росавиасоюз".
Чтобы оставить компанию частной, Борису Абрамовичу пришлось пойти на уступки. Изначально "Красэйр" не планировал покупать отечественные самолеты Sukhoi Superjet-100, которые все еще находится в "бумажном" состоянии. Но увидев, какую поддержку обеспечивает разработку самолета государство, бизнесмен предложил приобрести 50 Sukhoi Superjet-100 при условии, что государство не будет против частного авиахолдинга.
Именно это решение руководства AirUnion и оказалась решающим: в конце ноября проект объединения авиакомпаний согласовала администрация президента, через пару месяцев правительство и, наконец, еще через два с половиной месяца - президент. Борис Абрамович выиграл битву у Росимущества - авиахолдинг будет частным, а государство будет владеть только 45 процентами акций AiRUnion.
Новой авиакомпании предстоит бороться с двумя основными конкурентами - "Аэрофлотом", который контролирует государство, и S7 (бывшая "Сибирь"), где у Росимущества есть блокирующий пакет. AiRUnion займет место между ними и станет вторым по величине авиаперевозчиком в России.
Впрочем, до первого места холдингу гораздо дальше, чем до третьего. "Аэрофлот" в 2006 году перевез почти 7,3 миллиона человек, а все авиакомпании, входящие в AiRUnion - только 4,9 миллиона пассажиров. Столько же перевезла и S7, но по налету (суммарному времени полетов) AiRUnion оказалась впереди своего конкурента.
Пока Борис Абрамович и его соратники добивались объединения, "Аэрофлот" и S7 тоже не сидели сложа руки. Крупнейший российский авиаперевозчик занялся консолидацией дальневосточных активов. Совет директоров компании одобрил концепцию, по которой в стопроцентной "дочке" "Аэрофлота" "Аэрофлот-Восток" перейдут "Дальавиа", "Сахалинские авиатрассы", "Магаданские авиалинии" и "Владивостокавиа".
В свою очередь, в S7 в апреле 2007 года объявили о создании отдельной чартерной компании S7 Charter. Специально для нее авиаконцерн купит 10 самолетов Boeing 737-800. Учитывая, что у компании сейчас всего 62 самолета, причем далеко не все из них Airbus или Boeing, с чартерными рейсами S7 связывает особые надежды.
У AiRUnion есть одно неоспоримое преимущество перед российскими конкурентами: в отличие от S7 и "Аэрофлота", альянс смог приобрести авиакомпанию за рубежом. В начале 2007 года фирма Airbridge, представляющая интересы российского альянса, приобрела за 208 миллионов долларов венгерскую авиакомпанию Malev.
Если бы AiRUnion не нуждалась в выходе на европейский рынок, сделку вряд ли можно было бы назвать слишком удачной, ведь на конец 2006 года суммарная задолженность венгерского перевозчика составляла около 165 миллионов долларов.
Тем не менее, в AirUnion настроены оптимистично. Борис Абрамович считает, что компанию можно вывести в плюс в ближайшие полтора года. Для того, чтобы лично помогать выходить венграм из кризиса, Абрамович занял место председателя совета директоров авиаперевозчика.
AiRUnion с помощью Malev получила доступ к налаженной европейской сети маршрутов Кроме того, у венгерской авиакомпании есть неплохой парк самолетов - 18 Boeing 737 нового поколения, несколько "Фоккеров" и региональных лайнеров CRJ-200.
Все лайнеры Malev за исключением двух Boeing 767-200ER рассчитаны на среднюю вместимость и средние же дистанции. Это означает, что в случае необходимости AirUnion может отдать заказанные альянсом самолеты Sukhoi Superjet-100 венграм. Тогда полеты под логотипом Malev станут хорошей рекламой для лайнеров производства "Сухого", которые пока не спешат покупать ведущие авиаперевозчики.
У S7 пока нет планов выхода на мировой рынок, а "Аэрофлот" свой выход только планирует - в апреле 2007 года российская авиакомпания предложила выкупить государственный пакет итальянской Alitalia. Правительству Италии порядком надоел убыточный авиаперевозчик, поэтому власти решили от него избавиться. Но "Аэрофлоту" получить актив будет все равно не просто - за госпакетом Alitalia выстроилась очередь из инвесторов.
Создание AiRUnion - один из редких примеров, когда владельцам крупного российского бизнеса удалось избавиться от государственного контроля. Например, в добывающих отраслях чаще всего бывает наоборот - большие госконцерны с аппетитом поглощают своих более мелких конкурентов.
Чем скорее AiRUnion заработает в режиме единой авиакомпании, тем быстрее можно будет понять, насколько холдингу удастся снизить издержки за счет объединения и реально ли будет AiRUnion бороться с государственным "Аэрофлотом".
Произойти это может уже через несколько лет, ведь у компаний, входящих в альянс, объем перевозок растет гораздо быстрее, чем у госконцерна. В 2006 году "Аэрофлот" увеличил пассажиропоток на 584 тысячи пассажиров, а AiRUnion - на миллион двести тысяч. Кроме того, и от той, и от другой компании можно ожидать поглощений как на российском, так и на зарубежных рынках. Борьба за российское небо продолжается.