Сегодня награды в Интернете не присуждает, наверное, только самый ленивый. Практически каждый веб-сайт, обозревающий новые гаджеты, сервисы или любые другие околокомпьютерные новинки, считает своим долгом присудить кому-нибудь премию за достижения в сфере информационных технологий. Среди этого великого множества самодеятельных грэмми, оскаров и пальмовых ветвей есть одна действительно серьезная премия – Webby Awards.
История этой награды насчитывает уже 11 лет. Первая церемония присуждения премии за наиболее выдающиеся Интернет-достижения состоялась в 1996 году и с тех пор повторяется ежегодно. В 1996 году организаторы премии работали на издателя IDG в журнале The Web. Группа энтузиастов не могла спокойно смотреть на быстроразвивающийся Интернет и решила придумать себе скромную прибавку к жалованию, а создателям действительно выдающихся веб-сайтов – денежный приз и потенциально почетное звание "лауреата первой Интернет-премии". Собрав скромную сумму в 30 тысяч долларов и заручившись поддержкой спонсоров, работники The Web раздали награды по 15 категориям. В голосовании участвовали будущие члены Международной академии цифровых искусств и наук.
Через два года, в 1998 году, Webby Awards отмежевалась от издательства IDG по причине закрытия журнала The Web и стала самостоятельной организацией. Популярность премии была обусловлена стремительным ростом Сети. Если в 1996 году Интернет был скорее средством самовыражения и источником информации, то спустя несколько лет он стал основным двигателем бизнеса и рекламы для многих компаний. Что уж говорить про сегодняшнюю Сеть, когда от Интернет-зависимости уже всерьез лечат, а за нецензурные высказывания могут посадить, причем не в виртуальную, а во вполне реальную тюрьму.
За 11 лет количество номинаций выросло в несколько раз, денежный приз за победу по размеру приблизился к наградам от киноакадемий, а баннер "The Webby Awards Winner" на заглавной странице сайта считается признаком успеха.
Сегодня премия присуждается по более, чем 100 номинациям. Среди очевидных категорий, связанных с разработкой веб-сайтов, присутствуют также разделы, в которых присуждаются премии за интерактивную рекламу, мобильные разработки и онлайн-видеосервисы. За награды в каждой категории борются 5 номинантов. Разумеется, приз получает только один из них, но есть утешительный приз "зрительских симпатий". Также раздаются специальные награды за вклад в развитие Интернета.
Триумфаторами нынешней премии, забравшими по три награды, стали два участника Webby Awards.
Первый, дизайнер Джонатан Ен, получил награды в номинациях "Лучшая анимация веб-сайта", "Лучший дизайн (эстетика)" и "Лучший персональный сайт".
Вторым рекордсменом премии стала компания Yahoo! с порталом Flickr. Номинации, в которых Flickr присуждена награда: "Лучшая деятельность", "Лучший дизайн (функциональность)" и "Сообщество". Необходимо добавить, что мнения комиссии и читателей разошлись только в первой номинации. А функциональность и сообщество популярного фото-портала, по мнению большинства, однозначно достойны премии Webby. Что, впрочем, неудивительно, поскольку если бы Flickr посещали только представители социальных слоев населения, наименее уважаемых интернет-общественностью, а дизайн не способствовал, а мешал загрузке любимых фотографий – не снискать бы порталу такой популярности.
По две премии получили следующие номинанты:
По два приза от зрителей получили:
Кроме перечисленных победителей, награды также были присуждены нескольким личностям, внесшим выдающийся вклад в развитие Интернета.
Дэвиду Боуи дали премию за объединение искусства и технологий. Боуи известен не только деятельностью на поприще рок-музыки, но и созданием нескольких Интернет-проектов, давших возможность людям искусства проявить себя и найти почитателей своего творчества.
Президент компании eBay Мэг Уитман награждена за создание интернет-аукциона, объединившего сотни миллионов людей по всему миру. По словам организаторов, eBay - это не только огромное сообщество и исключительно прибыльный бизнес, но и революционный Интернет-проект, превратившийся за 12 лет своего существования в культурный феномен.
Стив Чен и Чед Херли, основатели портала YouTube, получат награду за влияние на интернет-мир, оказанное их проектом. Им понадобилось всего полтора года (открытие – февраль 2005 года, продажа Google – август 2006), чтобы превратить YouTube из оригинальной идеи в полуторамиллиардную торговую марку и новый стандарт ведения веб-журналов - видеоблоггинг, которым сейчас пользуются не только простые смертные, но и политики, звезды и криминальные структуры.
C YouTube связаны и две новые награды, появившиеся в списке Webby только в этом году: "Лучший актер" и "Лучшая актриса". Ими стали Ниндзя из серии роликов "Спросите Ниндзю" и Джессика Ли Роуз, более известная под псевдонимом lonelygirl15. Судя по всему, YouTube действительно является выдающимся достижением, так как позволил прославиться и разбогатеть не только своим основателям, но и малоизвестным людям, которые вели видеоблоги от нечего делать.
Церемония награждения победителей пройдет в начале июня 2007 года в Нью Йорке.
Антон Ленин