От сухих фраз "говорящих голов" МИДа российские власти в конфликте с Эстонией, разгоревшемся из-за переноса монумента Воину-освободителю из центра Таллина, давно перешли к акциям "прямого действия". Скрывать это уже нет никакого смысла, хотя и проводятся они руками прокремлевских молодежных движений. Они фактически с одобрения столичной мэрии вот уже неделю блокируют эстонское посольство в Москве. Подобные действия вызвали резкое неодобрение Еврокомиссии, США и НАТО.
Третьего мая НАТО, а днем ранее Еврокомиссия и администрация США выпустили практически одинаковые заявления, в которых выразили "озабоченность растущей напряженностью" в отношениях Эстонии и России, потребовали от последней выполнять обязательства по Венской конвенции о дипломатических отношениях и обеспечить полную безопасность эстонского посольства и его сотрудников в Москве. Касаясь собственно переноса Бронзового солдата с холма Тынисмяги, все они заявляли, что подобные действия властей Эстонии являются их внутренним делом, а значит не нарушают никаких международных норм.
Таким образом, все призывы России к своим "западным партнерам" предотвратить "надругательство над исторической памятью" и не допустить "ревизию итогов Второй мировой войны" услышаны не были. Даже Германия, которая в этом году председательствует в Евросоюзе, не вняла заявлениям Москвы, хотя на поддержку немцев, "знающих о фашизме не понаслышке", российские власти делали особую ставку. Глава германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер пообещал "поддержать Таллин в наведении порядка в ситуации с дипмиссией". Характерно, что представители западных стран делали упор именно на блокаде эстонского посольства в Москве, стараясь дистанцироваться от прямого обсуждения вопроса о переносе захоронения советских воинов.
Дипредставительство Эстонии на протяжении семи дней находилось в блокаде активистов "Молодой гвардии Единой России", "Наших", "России молодой" и "Местных". Около 50 человек ежедневно дежурили в расставленных палатках в Кисловском и в Калашном переулках. Однако обычным "бдением" или "психическими атаками" в виде ежеутренних советских военных маршей, включаемых на полную громкость, и скандированием лозунгов они не ограничились.
Началось все с того, что первого мая несколько активистов "Наших" сорвали с посольства эстонский флаг, а затем не пустили в здание корреспондентов "Рен-ТВ", которые собирались получить визу для поездки в Эстонию. На следующий день около 200 членов молодежных движений попытались сорвать пресс-конференцию посла Эстонии Марина Кальюранд в редакции газеты "Аргументы и факты", но, подравшись с охраной и получив дозу перцового газа, отступили. После этого они на некоторое время блокировали автомобиль главы дипмиссии, забросав его одуванчиками.
В тот же день эстонское посольство прекратило оформление и выдачу виз. Из Москвы были эвакуированы члены семей эстонских дипломатов, но сами сотрудники дипмиссии остались. Домой отправили только москвичей, нанятых на службу в диппредставительство. Гражданам Эстонии, находящимся в столице, не рекомендовали подходить в ближайшее время к зданию, осажденному активистами молодежных движений.
Официальный представитель МИДа РФ Михаил Камынин, комментируя жалобы эстонской стороны и заявления Еврокомиссии, сказал, что Россия "будет выполнять взятые на себя обязательства по обеспечению деятельности посольства Эстонии", однако по-прежнему считает, что "накал страстей и такая реакция гражданского общества внутри страны спровоцированы действиями эстонской стороны по переносу памятника советскому Воину-освободителю". Другими словами, в блокаде посольства Эстонии были обвинены сами эстонские власти.
В ночь на третье мая дипмиссия Эстонии в Москве была забросана камнями. Однако представители движения "Россия молодая" заявили, что это сделали неизвестные молодые люди, которых они совместно с ОМОНом даже пытались задержать, но безуспешно. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что столичные власти принимают все меры, чтобы действия демонстрантов рядом с эстонским диппредставительством не выходили за рамки закона. Он упрекнул Еврокомиссию в том, что исполнительный орган ЕС "не дал должной оценки" действиям властей Эстонии по демонтажу Бронзового солдата и жесткому разгону демонстрации, выступавшей против переноса захоронения советских воинов.
Стоит отметить, что пикет у здания посольства был санкционирован властями до 9 мая. Однако активисты молодежных движений собирались ходатайствовать о продлении своей акции протеста и далее. Организаторы "Наших" вообще назвали свои действия рядом с миссией "бессрочными". В течение 20 дней они намеревались собрать миллион подписей в поддержку сноса здания представительства Эстонии "как портящего облик города". Так, глядишь, и сбылась бы "мечта" спикера Совета Федерации РФ Сергея Миронова, который 27 марта предложил прекратить дипломатические отношения с эстонцами.
Среди громких политических заявлений все чаще начали звучать требования свернуть торговые контакты и ввести эмбарго на товары из Эстонии. Однако власти пока не спешат устанавливать какие-либо официальные запреты, ограничиваясь недвусмысленными "намеками" для россиян. Сначала в апреле первый вице-премьер РФ Сергей Иванов призвал отказаться от эстонской сметаны, затем мэр Москвы Юрий Лужков, выступая на первомайском митинге, предложил объявить бойкот всем товарам из Эстонии.
Первыми отказались от эстонской продукции магазины карельского Петрозаводска, а через некоторое время к ним присоединились камчатские и московские предприниматели, в частности, владельцы сетей супермаркетов "Седьмой Континент", "Копейка" и "Самохвал". Кроме того, российские бизнесмены перестали закупать конфеты и шоколад эстонской компании Kalev.
В начале мая появилось сообщение о том, что госкомпания "Российские железные дороги" прекратила оформлять перевозки нефти и нефтепродуктов в Эстонию. Правда, объяснялось это не экономическими санкциями, а ремонтом. Вместе с тем, трейдеры заявили, что пока не утвержден даже план перевозок на май. Такое совпадение вызвало вполне оправданные сомнения у экспертов и наблюдателей в том, что это не спланированная акция. Свою лепту "в подрыв экономики Эстонии" попытались внести и активисты движения "Наши". Второго мая 20 человек на приграничной с Эстонией дороге в районе Ивангорода блокировали движение 20 грузовых фур, но через некоторое время разрешили им продолжить движение.
Убытки несут и туроператоры, как эстонские, так и российские. Эстонцы отменили часть автобусных туров в Москву и Санкт-Петербург, опасаясь за безопасность пассажиров. В Российском союзе туриндустрии также заявили, что массовые беспорядки в Таллине, вызванные демонтажем бронзового памятника советскому Воину-освободителю, привели к снижению спроса россиян на туристические поездки в Эстонию и отказам от ранее забронированных туров. Эстонские пограничники сами неоднократно "разворачивали" россиян, которые по туристическим визам пытались проехать в Эстонию, опасаясь, что в страну могут попасть активисты прокремлевских молодежных движений. Кстати, "Нашим" запретили въезжать в Эстонию на срок в пять лет.
Перенос памятника Бронзовому солдату и эксгумация останков советских войнов являются уже свершившимися фактами, поэтому эстонцы, скорее всего, не пойдут на попятную. Евросоюз, конечно, не решился испортить отношения с Россией в преддверии саммита РФ-ЕС (он пройдет в Самаре 17-18 мая) и вводить против нее экономические санкции, на чем настаивала Эстония. Однако продолжая проводить жесткую линию в отношениях с Таллином, Москва также рисковала понести имиджевые потери и осложнить свои отношения с европейцами.
Возможно, осознавая это, к вечеру третьего мая движения "Наши" и "Местные" объявили о снятии блокады с эстонского посольства. Единственное, чего они смогли добиться после недельной осады диппредставительства, это отъезда в Эстонию посла в России Марины Кальюранд. Вполне очевидно, что активность других молодежных движений также будет постепенно спадать. Теперь официальные российские власти должны сказать свое слово - либо пойти до конца и свернуть отношения с Эстонией, либо начать диалог.
Руслан Кадрматов