Экономика
21:36, 8 мая 2007

Google против лапши В Великобритании опубликован рейтинг самых любимых и ненавидимых брендов

Александр Поливанов

По данным опроса почти трех тысяч британских потребителей, их самым любимым брендом оказался интернет-поисковик Google. Чуть хуже в глазах покупателей выглядит финский производитель телефонов Nokia. А самыми ненавидимыми брендами в мире британцы сочли лапшу быстрого приготовления Pot Noodle и сеть McDonald's. Производителю гамбургеров и чизбургеров не удалось вызвать положительных эмоций у потребителей, даже несмотря на многомиллионные затраты на рекламу.

Ежегодный опрос британцев проводит журнал Marketing. Его результаты будут опубликованы в печатной версии журнала 9 мая, однако уже сейчас известны основные детали рейтинга самых любимых и ненавидимых британцами брендов. И в том, и в другом списке Marketing уже назвал лидеров.

Любовь…

Результаты опроса оказались, с одной стороны, ожидаемыми, с другой, - совсем неожиданными. Google занял первую строчку уже второй раз подряд и пока не намерен отдавать лидерство. По данным другого рейтинга под названием "Самые дорогие бренды мира", опубликованного в конце апреля этого года, торговая марка американского поисковика стоит более 66 миллиардов долларов. Это больше, чем, например, все активы крупнейшей российской электроэнергетической компании РАО "ЕЭС России".

С помощью Google британцы совершают до 80 процентов всех поисковых операций в интернете. Результатом поиска, судя по первому месту компании в рейтинге, они вполне удовлетворены.

Второе место в списке заняла финская Nokia, третье - сайт Amazon, с помощью которого можно купить и книжки, и домик для морской свинки, и тысячи других вещей. На пятом месте расположилась электронная торговая площадка eBay, где продается вообще все что угодно. Между двумя сайтами расположилась сеть супермаркетов Tesco, у которой более тысячи магазинов по всей Великобритании, причем сто из них занимают в общей сложности более 613 тысяч квадратных метров.

В первую десятку также вошли бренды авикомпании British Airways, производителя безалкогольных напитков Coca-Cola, порошков Persil, кетчупов Heinz и сотового оператора O2.

Мнение британцев отражает глобальные изменения в потребительском обществе - все большую и большую роль в нем играет интернет. В списке из десяти ведущих брендов - три (Google, Amazon, eBay) работают только в интернете, а две - (Nokia, О2) частично его обслуживают.

Другое отличие нового рейтинга от его более старых образцов в том, что высокие места постепенно занимают международные, а не национальные компании. Впрочем, международных компаний хватает и в другом списке - списке самых ужасных, по данным британцев, брендов.

…и ненависть

От любви до ненависти - как известно, один шаг. Только этой пословицей можно объяснить, что McDonald's занимает в рейтинге ненавидимых британцами брендов второе место, а Coca-Cola - седьмое место в списке самых любимых. Обычно эти компании воспринимаются вместе - обе они американские, обе уже завоевали большинство мировых рынков, обе вкладывают огромные деньги в рекламу, причем большую часть из них для того, чтобы изменить представление о своих товарах как вредных для здоровья. Ну и наконец по стоимости их бренды также вполне сопоставимы - в 44 миллиарда долларов оценивается Coca-Cola, а McDonald's - в 33 миллиарда долларов.

Самое простое объяснение сложившейся ситуации с брендами в том, что британцы просто не любят вкус гамбургеров и Биг Маков. Тем более, что на первом месте среди самых нелюбимых британцами торговых марок тоже фастфуд - лапша быстрого приготовления Pot Noodle.

Обед с Биг Маком, фото с сайта mcdonalds.com
Lenta.ru

На Youtube можно посмотреть десятки, если не сотни роликов об этом продукте, и понять, за что британцы его так не любят. Наверняка, у многих вызывает раздражение рекламный слоган, который гласит, что местный аналог "Доширака" и лапши "Роллтон" на самом деле не что иное как "топливо Великобритании".

В рейтинге самых нелюбимых брендов британцев вообще доминируют продукты питания. На четвертом месте оказался напиток Sunny Delight, а на десятом - другой напиток, IRN-Bru. В этом контексте успех Coca-cola выглядит особенно любопытным.

Не любят британцы и "желтую" прессу - таблоид The Sun оказался на шестом месте самых ненавистных брендов. У большинства футбольных болельщиков не из Манчестера отвращение вызывает и бренд футбольного клуба Manchester United. Видимо, особенный гнев британцев вызвало, что эта команда в очередной раз завоевала титул чемпиона Англии.

Другие ненавистные британцам бренды в России неизвестны совсем - третье место заняла интернет-компания AOL, пятое - стиральный порошок Novon, восьмое - издание The Star, а девятое - оператор связи под названием 3 (three).

Россия

В нашей стране о существовании самого понятия бренд и о наличии брендовых стратегий узнали совсем недавно. Ни одна из российских компаний не представлена в списке ста самых дорогих брендов мира. Это и понятно, ведь качественный бренд обычно нужен компаниям, ориентированным на конечного потребителя. Гордость российской экономики, увы, составляют пока не такие компании, а добывающие концерны.

Тем не менее, в России уже несколько лет проводятся конкурсы на звание лучшего бренда года. В 2006 году World Brand Academy выбрала 12 компаний, которые, на ее взгляд, обладают лучшими торговыми марками: "Би лайн"(он же стал самым дорогим брендом по версии агентства Interbrand Zyntzmeyer & Lux AG и еженедельника "BusinessWeek Россия"), "Альфа-банк", "РОСНО", World Class, "Коркунов", "Русское Радио", СТС, Bosco di Ciliegi, Wimm-Bill-Dann, "Коммерсант", "Балтика" и "Русский стандарт".

Все эти бренды хорошо известны в Москве и других крупных городах России, малоизвестны в глубинке и почти совсем неизвестны на мировом рынке. Исключение составляют только "Балтика" и "Русский стандарт", имеющие несколько контрактов не только в странах СНГ, но и за пределами содружества.

В отличие от Великобритании, в России пока не составлялись списки самых ужасных брендов. Каждый россиянин может придумать такой список сам. Широкий простор для выбора предоставляет реклама: посмотрев ее по центральным телеканалам, можно без труда определиться с теми компаниями, продукцию которых покупать никогда больше не захочется.

< Назад в рубрику