Бессменный руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин подал в отставку. Правительство одобрило увольнение скрепя сердце. "Тут, как говорится, насильно мил не будешь", - посетовал премьер-министр Михаил Фрадков. Олег Вьюгин во второй раз пожертвовал карьерой чиновника ради бизнеса - случай уникальный в российской практике.
Олег Вьюгин в своей жизни уже дважды выбирал между карьерой чиновника и бизнесмена. Кандидат физико-математических наук до 1999 года работал в правительстве, дойдя до должности замминистра финансов. Но в 1999 году его сманила инвесткомпаня "Тройка-Диалог", где экономист занял место исполнительного вице-президента.
Нельзя сказать, насколько тогдашняя отставка Олега Вьюгина была добровольной. В Минфине он курировал вопросы, связанные с отношениями России и международных финансовых организаций. Отношения эти в послекризисный год были непростыми - приходилось получать очередной транш кредита от Международного валютного фонда, который давать его не хотел. Впрочем, сам Вьюгин всегда отрицал связь между своей отставкой и трудностями с МВФ.
В бизнесе Вьюгин проработал всего три года. Его деятельность так запомнилась властям, что уже в 2002 году он снова стал чиновником - на этот раз первым зампредом Центробанка. Практически одновременно с ним из бизнеса в госструктуры вернулся другой бывший зампред ЦБ Андрей Козлов. Пути Козлова и Вьюгина разошлись в 2004 году - в марте последний возглавил Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) - новую государственную организацию, созданную вместо Федеральной комиссии по ценным бумагам.
Тем не менее, Вьюгин и Козлов занимались похожими делами - Козлов был ответственным за надзорные функции в банковской сфере, Вьюгин - в сфере финансовых рынков. Оказалось, что быть главой ФСФР безопаснее - в сентябре 2006 года на Андрея Козлова было совершено покушение, в результате которого он скончался.
Сразу после убийства Козлова СМИ писали о том, что возможным преемником первого зампреда Центробанка станет именно Вьюгин. Тем не менее, чиновник остался в ФСФР - для того, чтобы через несколько месяцев совсем покинуть государственную службу. Олегу Вьюгину вновь захотелось попробовать себя в бизнесе - по информации газеты "Ведомости", глава ФСФР может перейти на работу в Goldman Sachs. Издание отмечает, что Вьюгин уже обсуждал данный вопрос с западной инвесткомпанией в феврале-марте 2007 года.
Федеральная служба по финансовым рынкам обладает как законодательными, так и надзорными функциями, сказано на сайте организации. В обязанности ФСФР входит контроль над всеми финансовыми рынками, кроме страхового, банковского и аудиторского. Служба находится в прямом подчинении правительства.
В идеале ФСФР должна была стать аналогом американской Комиссии по ценным бумагам (SEC), которая наделена максимально широкими полномочиями - от собственно контроля за участниками торгов до расследований инсайдерских сделок.
Сделать настолько мощную структуру за несколько лет у Олега Вьюгина не получилось. Но зато получилось другое: бурное развитие российского фондового рынка не в последнюю очередь связано и с деятельностью ФСФР. Одной из главных своих задач на этом посту Вьюгин видел в том, чтобы российские компании размещали на отечественных биржах все большее количество акций и не уходили на запад в поиске капитала.
Именно при Вьюгине госкомпании провели крупнейшие в истории России IPO. Летом 2006 года свои акции более чем на 10 миллиардов долларов разместила "Роснефть", причем большую часть этих средств компания получила на российских биржах, а не на лондонской LSE. А размещение Сбербанка в феврале 2007 года на 230 миллиардов рублей вообще прошло только в России.
Следующее в очереди крупнейших IPO - размещение банка ВТБ. Оно также частично пройдет в России, хотя сколько процентов акций будет размещено в Лондоне, а сколько - в Москве и среди частных инвесторов, пока неизвестно.
Значительную роль Вьюгин сыграл и в повышении популярности фондового рынка среди населения. С 2005 года паевые инвестиционные фонды переживают настоящий бум - россияне, во-первых, начали верить в стабильность отечественной экономики, а во-вторых, - узнали о новых способах инвестирования.
Место Олега Вьюгина в ФСФР займет не его заместитель, а помощник Михаила Фрадкова Владимир Миловидов. Тем не менее, назначение Миловидова на новую должность не выглядит случайным: Вьюгин, по словам премьер-министра, сам предложил этого кандидата в качестве своего преемника.
В 2000-2003 годах будущий глава ФСФР работал в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, поэтому контроль над финансовым рынком будет ему не в новинку. Ничего более определенного про Миловидова пока сказать нельзя. Фрадков назвал Миловидова "высоким профессионалом", но другого он сказать и не мог - вряд ли помощником премьер-министра мог бы стать профессионал "низкий".
Гораздо ценнее в этом отношении выглядит информация от президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина. Он заявил "Интерфаксу", что еще три года назад Миловидов был конкурентом Вьюгина на пост главы ФСФР. Поэтому его назначение на новую должность выглядит достаточно логичным. "Новая метла не будет мести по-новому", - отметил Шохин.
Вполне возможно, что много новых отставок и назначений в правительстве произойдет после выборов 2007-2008 годов. Однако уже в конце 2006-го - начале 2007 годов, вольно или невольно, но получилось так, что государственное лицо российской финансовой системы сильно изменилось.
Напоследок мы вспомним самые известные высказывания Олега Вьюгина на посту главы ФСФР.
"Цены на бензин, газ и другие конкурентные товары в России будут безудержно расти до тех пор, пока они не приблизятся к мировому уровню", - в интервью "Газете.Ру", 14.05.2005
"[Российский рынок] находится на грани: если он увеличится процентов на 50, а ВВП при этом не вырастет, то он из зоны растущих рынков перейдет в сторону волатильного пузыря", - в интервью радиостанции "Эхо Москвы", 26.04.2006
"Абсолютно необходимо вернуть рынок в Россию. Он ушел, ушел не при нас, и мы его пока не вернули. Произошло это в 90-е годы, когда законодательство разрешило выпуск депозитарных расписок на акции российских эмитентов и офшорную торговлю локальными акциями", - в интервью газете "Ведомости" от 22.09.2006
"Я хотел бы еще поработать в более динамичной среде, нежели бюрократическая", - там же.
"Если боксер на ринге нарушает правила и начинает демонстрировать фристайл, он дисквалифицируется и уводится с ринга" - по поводу споров с Минфином и МЭРТ о Центральном депозитарии, на пресс-конференции 29.11.2006, цитируется по агентству "Интерфакс".