Преждевременная радость

Комитет Конгресса по вооруженным силам отсрочил строительство баз ПРО в Восточной Европе

Администрация США понесла тяжелую утрату. Одно из ее любимых детищ - система противоракетной обороны, с таким трепетом выстраиваемая Белым домом на просторах от Аляски до Европы, потеряла в глазах американских законодателей свою привлекательность. Во всяком случае, в той ее части, что касалась развертывания столь беспокоящих Россию противоракетных комплексов в Польше и Чехословакии. Однако радость по этому поводу может оказаться преждевременной.

С первого взгляда кажется, что могильщиком этих циклопических планов вознамерился стать комитет по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса, утвердивший военные расходы на 2008 фискальный год. В документе "H.R. 1585", гарантирующем Пентагону 503,8 миллиарда долларов, и отдельным параграфом оговаривающем приоритеты строительства ПРО, содержится вывод о преждевременности инвестиций в создание компонентов противоракетного щита в Восточной Европе.

По мнению членов комитета, в отсутствие двусторонних соглашений между США, Польшей и Чехословакией, говорить о выделении каких-либо средств (а общая стоимость обустройства стационарных пусковых установок и систем обнаружения составит около четырех миллиардов долларов), на данные программы не приходится.

Более того, комитет рекомендовал администрации прежде чем начинать строительство, добиться согласия других членов НАТО, а министерству обороны - заключить контракт с независимой экспертной группой для проведения полномасштабного анализа технических, политических, финансовых и иных аспектов этого мероприятия.

В целом бюджет противоракетных программ был сокращен на 764 миллиона долларов, из которых 10 миллионов военные предполагали потратить на эксперименты по строительству орбитальных систем ПРО.

Решение профильного комитета Палаты представителей уже вызвало протест со стороны так называемого Альянса сторонников ПРО - влиятельной организации, объединяющей лидеров крупных коммерческих структур, ратующих за развитие соответствующих программ. По мнению его президента Рики Эллисона (Riki Ellison), действия законодателей могут существенно снизить обороноспособность страны, так как они исключают ключевой компонент ПРО, призванный обнаруживать и уничтожать ракеты противника сразу после старта.

Однако при ближайшем рассмотрении бодрая реакция мировой и, в частности, российской прессы на демарш комитета Конгресса выглядит несколько преждевременной.

Да, действительно, вердикт комитета по вооруженным силам - это серьезный удар даже не по военным, а по внешнеполитическим планам администрации США. Но не стоит забывать, что оборонный бюджет должен пройти согласование, как минимум, в восьми комитетах Конгресса. Кроме этого, все подобные акты носят лишь совещательных характер и должны быть утверждены обеими палатами, и подписаны президентом. А гарантировать это со стопроцентной вероятностью, даже с учетом того факта, что после промежуточных выборов Конгресс контролируется демократами, не представляется возможным.

Но и это не главное. В самом документе, подробно описывающем затраты на элементы ПРО, есть несколько любопытных деталей. Так, при всем неудовлетворении, которое вызвала у законодателей эффективность уже действующих элементов ПРО, члены комитета не только утвердили расходы на развитие систем обнаружение AEGIS, но и выделили дополнительные 78 миллионов долларов на эти цели.

Более 858 миллионов долларов выделено на приобретение первых полевых противоракетных комплексов THAAD, основной задачей которых является защита от баллистических ракет армейских подразделений на театре военных действий, а также уничтожение боеголовок на последних стадиях полета.

И самое примечательное. Комитет полностью подтвердил затребованное Пентагоном финансирование стационарных наземных противоракетных установок. Выделяемые 2,3 миллиарда долларов, в частности, пойдут на закупку десяти дополнительных ракет-перехватчиков, которые должны быть размещены на базе в Форте Грили на Аляске или... на территории "европейского государства в случае достижения соответствующих договоренностей".

Вот это замечательное условие и выводит все восторги в стиле "Конгресс запретил Бушу строить ПРО в Европе" на уровень банальной некомпетентности. Решение профильного комитета Конгресса ничуть не связывает администрации США руки в вопросе строительства противоракетных комплексов в Восточной Европе, но лишь требует дополнительного согласования и переговоров на всех уровнях. А в том, что такие переговоры будут проведены и уже в ближайшее время, сомневаться не приходится.

В каком-то смысле вердикт комитета по вооружениям является самым не политизированным решением законодателей за последнее время. При всей нелюбви демократов к республиканцам вообще и Джорджу Бушу в частности, обвинить их в политической предвзятости не получается. Текст документа "H.R. 1585" взвешен и содержит вполне обоснованные претензии и требования.

Ну а дальнейшая судьба американского противоракетного щита в Восточной Европе будет зависеть от сговорчивости бывших сателлитов СССР и весомости контраргументов российского руководства.

Андрей Воронцов