Банк ВТБ почти завершил размещение своих акций на бирже - осталось только дождаться официального начала торгов. Все остальные положенные процедуры уже выполнены - цена за каждую акцию была объявлена в 13,6 копейки, а сам банк оценили в 35 с половиной миллиарда долларов. ВТБ собрал заявки от 131 тысячи частных инвесторов. Все заявки будут удовлетворены.
С выходом на биржу второго по величине банка в России и одной из крупнейших финансовых организаций Восточной Европы заканчивается череда IPO российских госкомпаний. Она началась размещением "Роснефти" в июле 2006 года. За нефтяным гигантом на бирже продал допэмиссию Сбербанк, и только после этого IPO провел ВТБ. Размещение этой финансовой организации было самым маленьким из трех, но все равно вошло в список крупнейших за 2007 год. ВТБ привлек на бирже около восьми миллиардов долларов.
Всего финансовая организация продала 22,5 процента своих акций. Значительная часть из них достанется частным инвесторам, то есть простым россиянам, которые оставляли заявки в офисах ВТБ. Банк принял таких заявок больше 130 тысяч - граждан не остановило даже то, что купить долю в ВТБ можно было не меньше чем за 15 тысяч рублей. Для сравнения, "Роснефть" смогла привлечь к своему размещению 115 тысяч человек при минимальном объеме заявки в 30 тысяч рублей, а Сбербанк - 46 тысяч инвесторов при минимальном объеме в 89 тысяч рублей.
Насколько удачным оказалось вложение средств в ВТБ, можно будет узнать уже в ближайшее время - в Лондоне акции банка начнут торговаться 17 мая, а на российских РТС и ММВБ - после регистрации отчета в Центробанке России.
11 мая на LSE стартовали условные биржевые торги по ценным бумагам ВТБ. Банк объявил, что глобальные депозитарные расписки (GDR), дающие право на приобретение двух тысяч акций ВТБ, будут стоить 10,56 доллара. За несколько часов они подорожали и торгуются в районе 11,4 доллара.
Самой неудачной для ВТБ сделкой на LSE стала вторая по счету - лондонские инвесторы оценили GDR банка в 11,15 доллара. Тем не менее, это все равно выше цены размещения больше чем на полдоллара.
Книги заявок ВТБ, по утверждению самого банка, были переполнены. Однако руководство финансовой организации все-таки решило размещать ценные бумаги не по верхней границе заявленного диапазона в 11,3-13,9 копейки. Вероятно, в ВТБ решили избежать риска падения акций в первые дни торгов.
Именно так случилось при IPO "Роснефти" - компания решилась размещать ценные бумаги даже чуть-чуть выше озвученного организаторами размещения диапазона. Это привело к тому, что в течение нескольких недель инвесторы не слишком активно покупали акции компании - объем торгов был небольшим, а ценные бумаги "Роснефти" чуть-чуть подешевели. Это смазало общее впечатление от неплохо проведенного IPO.
Первые часы торгов на Лондонской бирже показали, насколько западным инвесторам не хватает ценных бумаг российских банков. IPO финансовых организаций из развивающихся стран, в первую очередь, из Китая и Индии, проходят в последние годы одно за другим. Но рынку все мало - неудачное банковское размещение было бы сенсацией.
Переподписке на акции ВТБ помогла и реклама. На нее финансовая организация потратила около четырех миллиардов рублей. Ролики ВТБ крутились по центральному телевидению, московские трассы были обвешаны рекламными плакатами, в сети то и дело проводились онлайн-конференции, посвященные выпуску акций банка.
Как и в случае с ценой на акции, руководство ВТБ, запуская рекламную кампанию, решило несколько перестраховаться - вряд ли банк не смог бы собрать книгу заявок, если бы не потратил на рекламу вообще ни копейки. За примером такого размещения далеко ходить не надо - Сбербанк потратил на раскрутку собственной допэмисии минимальное количество усилий и средств.
Куда пойдут восемь миллиардов долларов, которые заработал ВТБ, пока не очень ясно. Возможно, финансовая организация, как и Сбербанк, объявит о снижении ставок по кредитам. Тогда финансировать увеличение кредитов можно будет за счет привлеченных средств. Кроме того, глава банка Андрей Костин в начале весны пообещал президенту России Владимиру Путину с 2008 года открывать каждый день по одному новому отделению.
Возможно, часть средств пойдет и на покупки за рубежом - после ребрендинга и смены названия с Внешторгбанка на ВТБ финансовая организация стала позиционировать себя как международная группа.
К размещению акций крупнейших российских компаний было приковано внимание всех центральных СМИ. Поэтому у многих, наверняка, сложилось впечатление, что IPO в России проводят только госкомпании. Это не совсем так - рынок первичных размещений развивается своим чередом. Все большее и большее количество отечественных компаний предпочитает зарабатывать средства с помощью продажи своей части на бирже.
Приведем лишь несколько примеров. Весной 2007 года первичное размещение провел "Магнитогорский металлургический комбинат". На Лондонской бирже "Магнитка" смогла выручить около миллиарда долларов, а саму компанию оценили в 11,22 миллиарда долларов.
В июне ожидается IPO группы компаний "ПИК". Ожидается, что ее оценят приблизительно от девяти до 13 миллиардов долларов. Следовательно, при продаже 10-15 процентов акций строительная компания также сможет привлечь около миллиарда долларов. До размещения "Роснефти", Сбербанка и ВТБ такие IPO считались для российского рынка очень крупными.
А до конца 2007 года свое размещение планирует провести банк "Зенит". Если оно состоится, то станет первым IPO частного российского банка. Новатором в этой сфере хотел в 2006 году стать Росбанк, но тогда акционеры предпочли продать акции банку Societe Generale, а не на рынке. Не исключено, что "Зенит" последует примеру Росбанка и разместит акции среди ограниченного круга инвесторов. За "Зенитом" размещение, скорее всего, проведет Газпромбанк, причем это IPO может стать одним из крупнейших в 2008 году.
Иными словами, россияне, не успевшие купить ценные бумаги ВТБ, Сбербанка и "Роснефти", могут не расстраиваться - у них впереди еще много возможностей.