В ближайшие несколько лет юго-западные и западные границы России могут обрасти новыми газо- и нефтепроводами. На строительстве части из них правительство усердно настаивает. А вот против одного трубопровода власти, наоборот, очень возражают - в планы прикаспийских соседей входят поставки энергоносителей в Европу в обход России.
Таким образом, европейские потребители энергоресурсов смогут диверсифицировать источники получения газа и нефти. Это невыгодно ни российским нефтяным компаниям, ни "Газпрому" - они хотели бы монополизировать европейский рынок.
Отвлечь Казахстан и Туркмению от идеи транскаспийского трубопровода, которая была предложена США в далеком 1996 году, входило в планы президента России Владимира Путина, когда он отправлялся в недельный визит по Средней Азии в конце прошлой недели.
Путин уже давно не покидал Россию на столь долгий период времени, предпочитая отправлять в официальные визиты кого-нибудь пониже рангом. В апреле Казахстан уже посещал премьер-министр Михаил Фрадков. Его визита, по всей видимости, не хватило - уговаривать Казахстан и Туркмению поехал президент России.
Цель командировки Фрадкова была достаточно ясной - он должен был не дать президенту Польши Леху Качиньскому, который находился в Казахстане одновременно с российским премьер-министром, уговорить Нурсултана Назарбаева одобрить продление нефтепровода Одесса-Броды до польских Плоцка и Гданьска.
Если бы Качиньский заручился поддержкой Казахстана, то строительству не смог бы помешать уже никто - основные транзитеры, в том числе и Украина, ранее заявляли о всецелом одобрении проекта. Тогда часть прикаспийской нефти шла бы в Европу в обход России. Фрадков приехал вовремя и успел подписать соглашение о транзите азиатской нефти в ближайшие пять лет по территории России. Качиньскому пришлось уехать ни с чем - он привез в Польшу только обещание Назарбаева участвовать в проекте, если в него пригласят и Россию.
После этого поражения европейские потребители не сдались. Назарбаев был приглашен на польский энергетический саммит, проходивший в Кракове с 11 по 13 мая. По составу гостей можно было понять, какие именно энергетические проекты будут обсуждаться на форуме - в Кракове собралось высшее руководство Литвы, Украины, Грузии и, разумеется, Польши.
России надо было спешно придумывать ответный ход. И он был найден, причем в этом случае российская административная машина, всегда напоминавшая ход "Жигулей" или "Волги", сработала с быстротой "Феррари". В Казахстан отправился Владимир Путин. Манкировать таким посещением, уехав в Польшу, Назарбаев просто не мог - таким образом он нарушил бы все дипломатические правила.
Краковский форум в связи с непосещением Назарбаева потерял всю свою остроту - участникам пришлось обсуждать то, что они уже давно решили между собой. А в Казахстане и в Туркмении (куда тоже отправился Путин) занялись в это время другими проектами - транскаспийского и прикаспийского трубопроводов.
Первый из них предполагает выключить Россию из поставок среднеазиатского газа в Европу. Второй российское правительство придумало в качестве оборонительного - этот трубопровод должен идти не в обход России, а по ее территории.
Уговорить Казахстан и Туркмению не строить транскаспийский трубопровод оказалось делом более сложным, чем встать на пути нефтепровода до Гданьска. И Нурсултан Назарбаев, и глава Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов согласились принять итоговую декларацию, согласно которой правительства трех государств должны разработать соглашение о сотрудничестве при строительстве трубопровода, проходящего частично и по России.
Но при этом от идеи газопровода в обход России также никто не отказался. На пресс-конференции Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что проект все-таки будет рассматриваться Туркменией. Доказанные запасы газа в этой стране на треть больше, чем в Казахстане, поэтому Бердымухаммедов уверен, что их должно хватить на оба газопровода.
На западном направлении уже Россию приходится уговаривать строить нефтепровод. Вернее, не строить, а ремонтировать. Участок трубопровода "Дружба" вышел из строя еще летом 2006 года. Ростехнадзор огласил результаты его проверки только в апреле 2007 года. Ведомство нашло почти восемь тысяч дефектов. Несмотря на такое огромное количество недостатков, оператор трубопровода "Транснефть" устранять их пока не спешит.
Дело в том, что по "Дружбе" поставляется нефть в Белоруссию и Литву, где находится нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta. Он стал едва ли не единственным крупным активом "ЮКОСа", который не достался российским госхолдингам "Роснефти" и "Газпрому". Mazeikiu Nafta успели продать еще до того, как "ЮКОС" был признан банкротом, польской PKN Orlen. Сейчас нефть на НПЗ поставляется по морю, что делает выпуск продукции Mazeikiu Nafta значительно дороже.
Притормозил работу над восстановлением "Дружбы" и конфликт между Россией и Белоруссией. С 1 января 2007 года Минск ввел пошлину на экспорт нефти в Белоруссию в размере 180 долларов за тонну. Россия платить пошлину отказалась. В течение нескольких дней, когда было не понятно, что последует за ухудшением отношений, "Транснефть" внесла в правительство проект строительства второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Благодаря ей нефть в Европу можно будет поставлять через порт Приморск, минуя и Белоруссию, и Литву.
Конфликт между Россией и Белоруссией сошел на нет - страны договорились о разделе нефтяной пошлины. В итоге в феврале 2007 года БТС-2 был отправлен на доработку. Казалось, что в недрах правительства и "Транснефти" он и будет похоронен, но доработка прошла на удивление быстро. Минпромэнерго повторно внесло проект в правительство в начале апреля. Если он будет одобрен, БТС-2 станет отличным козырем России для давления на Белоруссию и Литву.
Впрочем, у прибалтийской страны есть, чем его покрыть. Литва решила воспользоваться своим статусом члена Евросоюза и потребовать именно в качестве члена альянса как можно быстрее восстановить "Дружбу". В противном случае, как подтвердил президент страны Валдас Адамкус, Литва наложит вето на переговоры России с ЕС. Это сделает во многом бессмысленным саммит ЕС-Россия, который пройдет 17 и 18 мая в Самаре.
Подобный метод воздействия на российскую политику уже несколько месяцев пытается применять Польша. Именно эта страна первой заявила, что не допустит нового соглашения между Россией и ЕС, если ввоз в Россию мяса польского производства будет по-прежнему запрещен. Пока польский метод кажется не слишком успешным - российские чиновники по-прежнему утверждают, что мясо из Польши вредно для здоровья.
Но Россия в трубопроводных делах испытывает трудности не только с Литвой или Польшей, но и с другими странами. Например, срок строительства Северо-Европейского газопровода сорвала Эстония. Премьер-министр прибалтийского государства просто отказался принять председателя совета директоров компании-оператора проекта Nord Stream Герхарда Шредера, бывшего канцлера ФРГ. В неразберихе с переносом памятника Воиню-освободителю эстонскому правительству было не до российских газовых проектов. Как следствие - сроки были сорваны, а время новой встречи Шредера и Ансипа пока не назначено.
В последние годы российская трубопроводная политика резко активизировалась. Ко всем западным проектам необходимо добавить еще и масштабный проект Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), нефтепровода, который должен соединить российские месторождения с азиатскими потребителями.
Такая активность правительства и трубопроводных компаний легко объяснима. Цены на энергоносители по-прежнему находятся на достаточно высоком уровне, а бюджету России именно нефтяная и газовая промышленность приносят наибольшее количество средств. Любопытно, какое продолжение получат все эти проекты, если цены на нефть вдруг снизятся.