Мир
22:56, 16 мая 2007

Ожидание бомбе подобно Требование ООН к Тегерану остановить обогащение урана безнадежно устарело

Иван Яковина

Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Эль-Барадей заявил, что мировое сообщество не смогло остановить Иран от обретения знаний, необходимых для создания промышленного цикла обогащения урана. По его словам, все еще выдвигаемое ООН требование о приостановке обогащения уже устарело - Тегеран овладел этой наукой. Следовательно, остановить Иран на пути к обладанию ядерным оружием можно будет какими-то другими способами. Какими именно - пока неизвестно.

Свое заявление Мохаммед Эль-Барадей сделал, изучив данные, собранные инспекторами МАГАТЭ на иранских ядерных объектах. Согласно этой информации, Тегеран уже в июне будет обладать десятками каскадов по 164 центрифуги в каждом. Общее количество иранских центрифуг превысит три тысячи, а до конца года может достичь восьми тысяч.

При этом для специалистов не является секретом, что получить количество высокообогащенного урана, достаточное для создания одного боевого ядерного заряда, можно в течение одного года работы как раз трех тысяч центрифуг.

По словам главы МАГАТЭ, инспекторы пришли к выводу, что иранские ученые принципиально уже умеют обогащать уран, и в дальнейшем будут лишь оттачивать свои знания в этой области. Во всяком случае, технологические трудности, которые стояли перед иранцами при создании сложных обогатительных циклов, успешно преодолены.

Инспекторы выяснили, что все иранские центрифуги работают на полную мощность, вырабатывая обогащенный уран низкой (около 5 процентов) концентрации. Такой степени очистки недостаточно для использования в боевом заряде, но вполне хватит для производства топливных элементов для АЭС.

Но обогащенный до 5-процентного уровня уран не отправляется на атомные станции (за отсутствием оных), а складируется. Опасения специалистов вызывает тот факт, что при дополнительной "прогонке" через каскад центрифуг 5-процентный уран можно довести до 95-процентного. Материал, получающийся на выходе, годится только для одной прикладной цели - использования в ядерной бомбе.

Причем процесс дальнейшей очистки 5-процентного урана занимает относительно немного времени, то есть заготовка для начинки ядерной бомбы в Иране фактически уже имеется.

Кроме того, инспекторы МАГАТЭ так и не получили от Тегерана ответа на ряд принципиальных вопросов, заданных ранее. В частности, речь идет о том, куда подевалась переданная Ирану пакистанская техническая документация, описывающая технологию столкновения двух сфер из высокообогащенного урана. При определенных параметрах такого столкновения начинается неконтролируемая цепная ядерная реакция, то есть атомный взрыв.

Вышеупомянутые документы, по данным МАГАТЭ, передал Тегерану "отец" пакистанской ядерной бомбы, ученый-физик Абдулкадир Хан. Но Иран не желает даже рассуждать на эту тему с иностранцами.

Наибольшее беспокойство выводы Барадея должны вызвать в Израиле и американской администрации. Наличие у Ирана способности в сжатые сроки получить значительное количество высокообогащенного урана вкупе с чертежами по изготовлению боевого зарядного устройства - это серьезный повод задуматься (и, возможно, действовать) для тех людей, кто выступает резко против иранской ядерной бомбы.

Скептики уверяют, что создать ядерный заряд - это еще полдела. Придать ему компактные размеры и необходимую стабильность (для размещения устройства в ракете или бомбе) - задача не менее сложная, чем строительство сотен обогатительных центрифуг.

Это, разумеется, так, однако недооценивать иранских ученых, как показала история с созданием собственной ядерной промышленности, нельзя. Наверняка исследования в области минитюаризации ядерного заряда и его размещения на соответствующих носителях ведутся - на всякий случай. И естественно, вовсе не обязательно приступать к ним уже после того, как будет освоено промышленное производство высокообогащенного урана - разработки в обеих областях вполне могут идти параллельно.

В любом случае, теперь, после слов главы МАГАТЭ о запоздалости такой меры как приостановка обогащения урана, миру придется искать новые пути предотвращения появления у Ирана своей ядерной бомбы.

Методы противодействия иранской бомбе только предстоит определить. Мохаммед Эль-Барадей предлагает сделать все возможное для недопущения создания в Иране полноценной ядерной промышленности - то есть крупных обогатительных комбинатов. По мысли Барадея, пока что инспекторы вполне могут контролировать происходящее на иранских ядерных объектах, но с появлением настоящих промышленных (а не исследовательских) центров, контроль станет практически невозможен.

Идея, конечно, хорошая. Но ее воплощение едва ли возможно: во-первых, мировое сообщество, несомненно, "по инерции" будет требовать "остановить обогащение", а во-вторых, Иран уже показал, что не допустит никаких ограничений своей ядерной программы. Проще говоря, захотят построить обогатительный комбинат - построят. А мир в очередной раз утрется.

В любом случае, пока что Иран действует значительно расторопнее ООН. Предложения мирового сообщества, призывы к переговорам, небольшие уступки - все это используется аятоллами для того, чтобы тянуть время и стахановскими темпами строить собственную ядерную промышленность.

Смирятся ли с этим Израиль и США, сказать сложно, однако вероятнее всего, что нет. А СБ ООН начале следующей недели в очередной раз соберется в Нью-Йорке чтобы обсудить выводы инспекторов МАГАТЭ.

< Назад в рубрику