17 мая разразился второй громкий скандал, связанный с американским Bank of New York. Российские таможенники подали иск в московский арбитражный суд, требуя от банка возместить им нанесенный в девяностых годах ущерб. Сумма исковых требований составляет 22,5 миллиарда долларов.
По словам представителя Федеральной таможенной службы Максима Смаля, иск подан в связи с неуплатой налогов с денежных средств, ввезенных в Россию в период с 1996 по 1999 год. Он заявил, что именно тогда банком была организована незаконная схема легализации денежных средств за экспортируемые в Россию товары.
Иск подан в столичный арбитраж, так как в Москве расположено российское представительство Bank of New York. Впрочем, сам суд в 17 часов 30 минут, то есть через несколько часов после заявлений Смаля, документов, связанных с иском, еще не получал.
Обращает на себя внимание беспрецедентная сумма требований. Рыночная капитализация Bank of New York составляла 17 мая 31,26 миллиарда долларов США. Таким образом, если суд полностью удовлетворит иск ФТС, активы банка сократятся в три раза. Впрочем, методика подсчета может быть изменена, так как, по мнению Смаля, методика – это вопрос деталей.
В самом Bank of New York от комментариев отказываются. В ФТС тоже не сразу успели за РИА Новостями, первыми опубликовавшими заявление Максима Смаля о готовящемся иске. Зато перед выпуском пресс-релиза устроили совещание с участием руководства. Пресс-релиз за два часа обсуждений так и не появился, зато ведомство пообещало, что в пятницу, 18 мая с комментариями выступят адвокаты ФТС.
Пока не понятно, насколько сильно связан вообще нынешний скандал с громким "делом Bank of New York", которое также называли делом о "деньгах русской мафии". Но то, что связан - несомненно. Смаль заявил, что иск подан "на базе соглашения о признании вины, подписанного Bank of New York и на базе признания собственной вины госпожой Люси Эдвардс".
Люси Эдвардс и ее супруг Петр (Питер) Берлин - фигуранты дела Bank of New York, в 2000 году признали себя виновными в проведении тысяч нелегальных переводов денежных средств в период с 1996 по 1999 год и согласились сотрудничать со следствием.
История была длинная, но довольно простая. В 1999 году российские правоохранительные органы попросили сотрудников ФБР проследить за выкупом, выплаченным за похищенного бандитами российского юриста Эдуарда Олевинского. Те, проведя расследование, засомневались в происхождении всех российских средств, проходящих через Bank of New York.
Речь шла о сумме в семь миллиардов долларов, прокачанных через банк в ходе 160 тысяч транзакций. Однако в результате все закончилось пшиком. Супруга дали по полгода домашнего ареста и по 5 лет условно. Кроме того, от них потребовали оплатить судебные издержки в размере 685 тысяч долларов и по 20 тысяч долларов штрафа.
Сам Bank of New York отделался 12 миллионами долларов, выплаченных другим банкам в качестве возмещения ущерба, и 26 миллионами штрафа, уплаченного федеральным властям США. Против Bank of New York так и не было выдвинуто обвинение в отмывании денежных средств. Кто проиграл в результате, так это российские банки - из-за этого дела началось массовое закрытие их корреспондентских счетов в США.
Пока неизвестно, как давно готовился московский иск и почему он был подан так поздно - ведь прошел уже почти десяток лет. Можно с уверенностью сказать только одно - российская таможня в суде легко от оппонента не отступается, особенно, если речь идет о такой сумме.
В конце концов, им постоянно повышают план собираемости таможенных платежей.