Россия
02:39, 19 мая 2007

Полстакана демократии В Самаре состоялись саммит "Россия-ЕС" и "Марш несогласных"

Анна Вражина

Утром в пятницу 18 мая в санатории "Волжский утес" под Самарой открылся саммит "Россия-Евросоюз". А вечером в Самаре прошел "Марш несогласных", в котором приняли участие, по разным данным, от 50 до 500 человек. Поскольку на саммите по объективным причинам не могло быть принято никаких судьбоносных решений, мероприятие обещало быть скучным и неинтересным. Но некоторая живость была в него привнесена стараниями российской внесистемной оппозиции.

Саммит без мяса

Еще в ноябре 2006 года Польша наложила вето на переговоры о новом базовом соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом и отказывается снять его до тех пор, пока не будет решена так называемая "проблема польского мяса". Проблема эта заключается в том, что российские санитарные службы посчитали качество ввозимого из Польши мяса недостаточным для российского рынка и запретили импорт. Ни одна из сторон не желает уступать.

Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу признал "проблему польского мяса" общеевропейской. Но ни ему, Ангеле Меркель, канцлеру Германии, которая сейчас председательствует в ЕС, не удалось убедить Россию (точнее, Владимира Путина) смягчить позицию.

Путин заявил лишь, что не склонен драматизировать ситуацию и что Россия и Евросоюз, несмотря на временные трудности, обречены на сотрудничество.

Поскольку про саммит говорить было неинтересно, журналисты на итоговой пресс-конференции стали задавать Меркель, Путину и Баррозу вопросы более общего характера. Они касались, в частности, акций российской оппозиции, одна из которых должна была состояться как раз в Самаре 18 мая.

Добраться до Самары

"Марш несогласных" в Самаре состоялся, причем получился едва ли не самым мирным из всех акций под этим названием, проходящих в России с конца 2006 года. Впрочем, без приключений для его участников все равно не обошлось.

Еще 3 мая Управление по борьбе с организованной преступностью проявило неожиданный интерес к пресс-конференции организаторов марша. После завершения конференции ее участников не отпускали до тех пор, пока не переписали паспортные данные. Что касается журналистов, то у них переписали номера редакционных удостоверений. На том и разошлись.

В течение следующих нескольких дней "Другая Россия" и самарские власти сообщали противоречащие друг другу сведения: то ли мероприятие санкционировано, то ли нет, то ли санкционирован только митинг, но не шествие. Активистов задерживали за распространение листовок с призывом прийти на марш (в листовках прокуратура усмотрела признаки экстремизма). Появился и новый метод профилактики экстремизма: некоторых после задержания призывали в армию. Один из организаторов марша, Илья Гурьев, сел в тюрьму. Оставшиеся на свободе активисты в основном предпочли "лечь на дно".

Несмотря на все это, "несогласным" все же удалось добиться разрешения на проведение шествия. Но и после этого сложности не закончились.

Сложности с тем, чтобы добраться до Самары, у многих начались еще в четверг 17 мая. Лидер движения "Авангард Красной Молодежи" (АКМ) Сергей Удальцов был остановлен при покупке билета до Самары на Казанском вокзале в Москве и отведен в отделение милиции. После того, как оперативники его отпустили, Удальцов успел сесть на свой поезд, однако под Рязанью его и пресс-секретаря АКМ Анастасию Удальцову сняли с поезда сотрудники милиции и продержали в отделении до тех пор, пока не прошли все самарские поезда.

В тот же день в московском аэропорту "Шереметьево" при вылете в Самару был задержан заместитель главы московского бюро международной правозащитной организации Human Rights Watch Александр Петров. У милиции возникли сомнения в подлинности его билета. Правозащитника отпустили только тогда, когда самолет уже улетел.

18 мая в том же "Шереметьеве" при регистрации на рейс были задержаны лидер "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспаров, лидер нацболов Эдуард Лимонов и лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. У них отобрали все документы, мотивировав это тем, что в базе данных отсутствуют номера их билетов. Вскоре все документы им вернули, однако их самолет уже улетел.

Представитель ЛОВД "Шереметьево" заявил, что после разбирательства они имели реальную возможность вылететь в Самару. Из аэропорта "Шереметьево" был рейс в 13:30, а из "Домодедова" - в 15:25. Однако, по словам представителя милиции, эти граждане не проявили интереса к полету в Самару, предпочитая делать громкие заявления для СМИ.

Представитель "Другой России" Марина Литвинович заявила, что слова представителя милиции не имеют ничего общего с действительностью. По ее утверждению, паспорта им вернули только в 13:45. Кроме того, их не выпускали из оцепления представители милиции а билеты у них были куплены на совсем на другой рейс

Помимо всего этого, стало также известно о том, что были предприняты попытки не пустить в Самару исполнительного директора "Объединенного гражданского фронта" Дениса Билунова и лидера молодежного движения "Пора" Андрея Сидельникова.

Впоследствии стало известно, что Билунов, Сидельников а также пресс-секретарь движения "Смена" Станислав Яковлев и журналист журнала "Фокус" Борис Райтшустер были задержаны в Самаре сотрудниками спецслужб и увезены в неизвестном направлении.

Полупуст или полуполон

Владимир Путин и Ангела Меркель на саммите "Россия-ЕС". Фото AFP
Lenta.ru

Канцлер Германии Ангела Меркель на итоговой пресс-конференции в "Волжском утесе" выразила свою озабоченность по поводу происходящего вокруг марша. "Меня действительно беспокоит тот факт, что некоторые имели проблемы с въездом сюда, но я надеюсь, что они смогут выразить свое мнение", - заявила Меркель.

Президент России Владимир Путин, со своей стороны, заявил, что не имеет ничего против "Маршей несогласных", если они не противоречат законным требованиям местных властей и не мешают гражданам.

Журналисты продолжали наседать на Путина и спросили у него, является ли он "демократом в чистом виде". Российский президент в ответ заявил, что не бывает "демократии в чистом виде", как не бывает "чистых русских" или "чистых немцев", припомнив даже поговорку, что если поскрести любого русского, то проявится татарин. Что же касается "чистой демократии", Путин пояснил, что это вопрос политической оценки, вопрос из той же серии, что и про стакан: он наполовину пуст или наполовину полон?

"Марш несогласных" в Самаре. Фотогалерея Ленты.Ру
Lenta.ru

Меркель и так уже сказала достаточно, чтобы вызвать некоторое раздражение российского лидера, и больше она про демократию и выражение гражданами своего мнения ничего не говорила. Жозе Мануэл Баррозу последовал ее примеру.

А что же марш? А марш прошел, и на нем был транспарант "Россия без Путина" и лозунги "Нам нужна другая Россия!". В акции приняли участие, по оценкам самих оппозиционеров, около 500 человек, по оценкам агентств РИА Новости и "Интерфакс" - 50-70 человек, а оценкам агентства France Presse - 200-300 человек. Российские информагентства по не вполне понятным признакам различали в колонне "участников акции" и "просто прохожих". Милицейское оцепление, конечно, было, но никого не разгоняли и не били, как это уже случалось в Москве, в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде.

Телеканал "Россия", рассказывая о саммите, ни словом не обмолвился об оппозиционном мероприятии. Телеканал НТВ дал в эфир заявление Путина по поводу "Маршей несогласных", а в вечерний прайм-тайм показал спецвыпуск программы "Чистосердечное признание", в котором раскрыл вредоносную сущность этих маршей.

< Назад в рубрику