Огонь в сухом доке

Самый быстрый парусник сгорел во время реставрации

Ранним утром 21 мая 2007 года в специальном сухом доке Гринвича начался пожар на клипере "Катти Сарк". За считанные часы прославленный быстроходный парусник, находившийся ровно полвека на вечной стоянке, сгорел почти дотла. Печальная ирония состоит в том, что с ноября 2006 года на "Катти Сарк" шли масштабные реставрационные работы, которые должны были превратить и без того популярную достопримечательность в один из лучших специализированных музеев Великобритании.

Клипер "Катти Сарк" водоизмещением 963 тонны был спущен на воду в 1869 году в Думбартоне. Он был построен по заказу судовладельца Джона "Джока" Уиллиса по прозвищу "Белый цилиндр". Амбициозный Уиллис мечтал о корабле, который мог бы в рекордно короткие сроки доставлять первый в сезоне груз чая из Китая в Лондон. Для этого ему нужно было сравнительно небольшое и предельно быстрое судно. Уиллис заказал его компании Scott & Linton. Инженер Геркулес Линтон рискнул соорудить композитный корабль: остов его был из ковкого чугуна, пояс обшивки из тика и особой породы вяза - ильма Томаса. Ниже ватерлинии клипер был обшит пластинами из мюнц-металла (сплава меди и цинка).

Необычное название для клипера придумал владелец: он позаимствовал его из поэмы, точнее, повести в стихах Роберта Бернса "Тэм О'Шентер", в которой главный герой, подвыпивший фермер, случайно стал свидетелем шабаша ведьм. Одна из них, помоложе и покраше, очень понравилась Тэму, и он позвал ее: "Ах ты, короткая рубашка!.." (cutty sark - старое шотландское название этого предмета женского туалета). От ярости ведьм Тэма спасла только его верная и быстрая кобыла Мэг.

"Катти Сарк", вопреки легенде, не одержал ни одной заметной победы в парусных гонках. Так, в 1872 году из-за аварии клипер проиграл аналогичному судну "Фермопилы" при попытке преодолеть расстояние от Шанхая до Лондона менее чем за четыре месяца. "Катти" для этого потребовалось 122 дня, "Фермопилам" - 115.

Из-за открытия Суэцкого канала "Катти Сарк" и "Фермопилы" оказались невостребованы: негоцианты стали нуждаться не столько в быстрых, сколько в надежных и вместительных судах. "Белый цилиндр" Уиллис перевел свой клипер на маршрут Австралия-Великобритания, чтобы возить шерсть, и "Катти Сарк" показал там свой лучший результат, пройдя за сутки 360 морских миль (примерно 666 километров).

В 1895 году Уиллис продал свой красивый, но нерентабельный клипер португальцам. Те переименовали его в "Феррейра", переменили ему такелаж, превратив в баркентину. В 1922 году корабль был выкуплен британским энтузиастом капитаном Уилфридом Доуманом, вернувшим клиперу оригинальное название. При новом владельце "Катти Сарк" превратился в учебно-тренировочное судно, а в 1938 году вдова Доумана завещала его мореходному училищу Thames Nautical Training College. Еще через 14 лет энтузиастам парусных судов удалось поставить клипер на вечную стоянку в Гринвиче, и с 1957 года "Катти Сарк", торжественно открытый как музей королевой Елизаветой II, принял на борт 15 миллионов туристов. Спартанская обстановка кают была восстановлена реставраторами, а подлинный запах чая, как уверяли музейщики, не выветрился из трюма с 1870-х годов.

В 2004 году Фонду друзей "Катти Сарк" удалось получить первую часть гранта на обширный реставрационный проект. В течение пяти лет сильно корродированный остов корабля предполагалось отремонтировать. Также клиперу предстояла замена фальшпалубы и другие внутренние работы. Предполагалось, что посетители смогут спускаться в эллинг, чтобы иметь возможность осматривать днище "Катти Сарк". В общей сложности, переделками стоимостью 25 миллионов фунтов стерлингов (50 миллионов долларов) предстояло заниматься до 2009 года.

Пожар практически уничтожил судно, но его остов и части конструкции уцелели. Поскольку чертежи и детальные описания "Катти Сарк" целы и невредимы, а значительная часть подлинной обстановки на время реставрации была вынесена и перемещена в хранилище, то представители Фонда друзей "Катти Сарк" убеждены, что клипер удастся вернуть зрителям.

Тем временем лондонская полиция проверяет две версии пожара: техническая неисправность и поджог. Камеры наружного наблюдения зафиксировали людей и серебристый автомобиль возле "Катти Сарк" примерно в тот момент, когда на клипере занялся огонь. Возможно, впрочем, что это только случайное совпадение и знаменитому клиперу просто чудовищно не повезло.

Юлия Штутина