Экономика
22:24, 23 мая 2007

Под знаком банка Владимир Путин создал Банк развития

17 мая президент России Владимир Путин подписал закон "О банке развития", которым поставил точку в достаточно коротком и интенсивном процессе. Менее чем за полтора года удалось согласовать основные параметры организации, которая будет банком лишь в силу своего названия.

Понятие "Банк развития", строго говоря, лишь нарицательное. Собственным именем для него станет Внешэкономбанк, в который вольются активы двух других государственных банков - Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанк) и Российского банка развития (РосБР).

Если быть до конца точным, новый банк будет называться "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Бренд "ВЭБ" как ценный актив не без споров решено было сохранить. Как показало исследование, проведенное для Внешэкономбанка компанией "Городисский и партнеры", он стоит ни много ни мало 2,5 миллиарда рублей.

После слияния в России появится уже не банк, а государственная корпорация, не имеющая статуса кредитной организации и не подчиняющаяся Центробанку РФ. Хотя кредиты Банк развития выдавать все же будет. Но только банкам. Которые, в свою очередь, будут предоставлять их юридическим лицам.

Скоро сказка сказывается...

Столь сложный и необычный формат организации мог бы затянуть дело по ее созданию очень надолго. Но вышло иначе. 31 января 2006 года Владимир Путин подал идею о создании национального банка развития. А уже 9 февраля министр экономики и развития Герман Греф озвучил по Банку развития конкретные предложения, которые без значительных изменений легли в основу подписанного недавно закона.

Сама идея принадлежит главе ВЭБ Владимиру Дмитриеву, хотя он предлагал сформировать Банк развития на базе одного только Внешэкономбанка. Дмитриев рассчитывал, что после реформы ВЭБ сможет легализовать свой статус и получить банковскую лицензию. До настоящего времени ВЭБ работает без лицензии Центробанка, которую тот не может выдать из-за висящего на балансе Внешэкономбанка госдолга.

После того как Минэкономразвития лишил Банк развития права работать с внешним долгом России, оказалось, что вполне можно продолжать работать и без долга, и без лицензии.

Законопроект "О банке развития" был внесен МЭРТ в Госдуму в декабре 2006 года. При всех существовавших на то время разногласиях, 14 декабря он был одобрен главой правительства Михаилом Фрадковым. Однако премьер дописал в законопроект важную поправку - главой наблюдательного совета будет премьер-министр. То есть он сам лично.

Объяснил Фрадков эту меру тем, что при создании такого уникального института должен быть создан "правильный фундамент". "Поставишь кривой фундамент, и будет там Баба Яга внутри: неизвестно, к кому лицом, а к кому - чем", - пояснил свою мысль премьер-министр. Греф возразил, и должность хозяина новой организации решили более не конкретизировать.

Другое предложение Михаила Фрадкова встретило больше понимания. Он считал, что Банк развития необходимо освободить от налога на прибыль. Это окончательно уравняло бы его в правах с Центробанком. 20 апреля 2007 года Госдума приняла законопроект во втором и третьем чтениях.

Уставным капиталом банка станут государственные средства в размере 70 миллиардов рублей. Собственные средства ВЭБ составят 100 миллиардов рублей. По решению правительства фонд Банка развития может быть увеличен. Как прогнозирует Герман Греф, к 2008 году капитал банка вырастет до 90 миллиардов, а к 2010 году достигнет 231 миллиарда рублей. Президент Путин, обращаясь в апреле 2007 года с посланием к Федеральному собранию, попросил выделить на Банк развития и Российскую венчурную компанию еще 300 миллиардов рублей из фонда национального благосостояния.

Основными задачами Банка развития является поддержка отечественных инновационных проектов в России и за рубежом, содействие в привлечении иностранных инвестиций. Он будет укреплять экспорт российских товаров, а также развивать малый и средний бизнес. Для государственной поддержки российского предпринимательства в августе 2006 года была создана Российская венчурная компания (РВК). 23 мая первый вице-премьер Сергей Иванов объявил о том, что в 2007 году будет создана государственная корпорация по развитию нанотехнологий.

Спектр полномочий Внешэкономбанка поистине сказочный. Для достижения установленных законом целей он имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность и вкладывать свой капитал в развитие наукоемких проектов. Он может осуществлять широкий спектр банковских операций, оставаясь при этом неподконтрольным Центробанку: от обязанности отчитываться перед Банком России депутаты Банк развития освободили.

Внешэкономбанк получил право открывать счета, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Банк будет самостоятельно закупать валюту, вести дилерские и депозитарные операции, исполнять функции доверительного управления ценными бумагами. Однако прибыль он получать не будет: все полученные средства будут поступать во внутренний фонд.

Единственная крупная возможность, которой Внешэкономбанк лишится после реструктуризации и превращения в государственную корпорацию, - управление пенсионными средствами россиян. В 2007 году на долю ВЭБ приходилось около 90 процентов пенсионных накоплений россиян, которые не выбрали частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.

Вложения пенсий были строго ограничены ценными бумагами с государственными обеспечением, хотя в 2006-2007 годах МЭРТ выступал с рядом предложений расширить список допустимых активов. Видимо, такие жесткие рамки не соответствуют новым задачам ВЭБа, поэтому у российских "молчунов" (именно так называют граждан, не определившихся с выбором управляющего своим пенсионным вкладом) вскоре появится новый госуправляющий.

...да не скоро дело делается

После того как строительство Банка развития завершено на бумаге, остается задать только один вопрос: чем же он будет заниматься при столь широких возможностях? Новый Внешэкономбанк представляет собой уникальное явление на российском пространстве - банк, но без лицензии, корпорация, но без прибыли.

Пока до конца не ясно, чем станет воплощенный в реальности проект. Порядок и сроки реорганизации ВЭБа еще предстоит согласовать в правительстве. И по-прежнему неизвестно, к кому он повернется лицом, а к кому - чем.

Сергей Зубков

< Назад в рубрику