Компания "Российские железные дороги" решила сменить корпоративный стиль на более современный. Вместо синих крылышек, насаженных на колесо, представлять железнодорожного монополиста будет красное "р/д", в котором при определенной настойчивости можно разглядеть "ржд". Официально три новых буквы представят 24 мая в Сочи.
Ребрендинг гигантской компании займет долгое время и завершится только в 2010 году. За три года предстоит переодеть в новую фирменную одежду 1,3 миллиона сотрудников, покрасить тысячи локомотивов и десятки тысяч вагонов, изменить дизайн билетов. В результате, как говорится в официальном сообщении, впервые изменится внешний облик предприятия со 170-летней историей и вековыми традициями.
В пресс-релизе сообщается, что новый корпоративный стиль - символ перемен, происходящих в компании. В это можно поверить, так как главная перемена, создание ОАО "Российские железные дороги", произошла еще в 2003 году. Одновременно было принято решение о смене стиля, хотя вплотную к работе над ребрендингом железнодорожники приступили только в 2006 году.
Новый логотип призван отразить превращение железнодорожного перевозчика в целый холдинг, ведь РЖД уже занимается и логистикой, и туризмом, и строительством, и многими другими вещами. Посмотреть на интегрированный в мировую транспортную систему холдинг можно в специальном промо-ролике РЖД.
По словам президента компании Владимира Якунина, новый логотип является ответом на рыночные вызовы и жесткие требования к работе в России и за рубежом. В будущем ему добавят гибкости, меняя цвета для различных дочек холдинга.
Для разработки железнодорожного бренда была привлечена компания BBDO Branding - созданное осенью 2006 года подразделение BBDO Russia, работавшее над брендинговыми проектами с начала прошлого года. Как пишет сайт adme.ru, это они придумали семь звездочек в форме медвежьей лапы для УРСА-банка, провели ребрендинг для компаний "Ренессанс Капитала" и разработали бренд Pur Pur для холдинга "Марта".
В результате работы BBDO синий цвет логотипа сменился на красный. Округлость прежней эмблемы исчезла, вместо нее появились написанные ломаными линиями буквы "р" и "д". Между ними изобразили стилизованное пересечение железнодорожных путей, исполняющее по совместительству роль буквы "Ж".
Общую стоимость разработки логотипа эксперты оценивают в 200 тысяч долларов, а полностью ребрендинг обойдется в несколько миллионов. Только бюджет промоакций может достигать 5 миллионов долларов.
По данным "Ведомостей", для логотипа не разрабатывался отдельный шрифт, а использовался чешский Vida 43 Pro, который можно купить за 39 евро. К чести РЖД и BBDO надо сказать, что латинская составляющая этого шрифта не очень похожа на использованные в логотипе символы. С другой стороны, каждому видится свое. Некоторые блоггеры, например, увидели в новой эмблеме буквы иврита.
Впрочем, важно не это. Из рекламного ролика новой концепции следует, что красная эмблема наносится на белый фон. Для этого поезда поновее станут совсем белыми, а на тех, что постарше, нарисуют широкую белую полосу. Может быть, это сделает нынешние "защитного" цвета вагоны не такими унылыми.
В последнее время среди крупных компаний все больше заметна мода на многомиллионный ребрендинг. РЖД - не единственный российский монополист, который поддался этом веянию.
В декабре 2006 года корпоративный стиль сменила "Почта России", которой в этом помогло британское брендинговое агентство Fitch:London. Вместо напоминавшей по форме нашивку эмблемы с орлом, сидящим между "почтой" и "Россией", появились два квадрата. Орла поселили в правом.
Осенью 2006 года ребрендингом озаботился "Внешторгбанк". Специальное культурологическое и лингвистическое исследование показало, что иностранцам произносить слово "Внешторгбанк" слишком сложно. Чтобы стать ближе к западным инвесторам в преддверии IPO, банк сменил название на простое ВТБ.
Самым громким ребрендингом 2006 года стала смена имиджа компаний "Системы телеком", в том числе замена логотипа МТС на белое яйцо на красном фоне. Яйцами холдинг закидали лондонцы, а вернее, брендинговое агентство Wolff Olins. Чуть раньше перейти на круглый полосатый логотип та же компания помогла "Билайну".
А, например, "Роснефть" собирается заняться ребрендингом наоборот - ей предстоит покрасить в свои цвета сотни заправок "ЮКОСа".
Остается только один вопрос: кто следующий?