Культура
19:12, 28 мая 2007

Большой каннский триумф Российский актер впервые удостоен главного приза Каннского кинофестиваля

Юбилейный 60-й Каннский кинофестиваль завершился, как и подобает пожилым и уважаемым мероприятиям, чинно и без особых сюрпризов. Как и ожидалось, молодое кино из Восточной Европы, Азии и Ближнего Востока одержало убедительную победу над старой европейской школой. Но для российского кинематографа фестиваль стал, как это принято говорить, настоящей вехой. Впервые наш актер получил высшую награду в Каннах.

Константин Лавроненко практически незнаком российскому зрителю, ибо не играл ни в "первых славянских", ни в прочих отечественных фэнтези и популярных сериалах, по которым без устали кочуют одни и те же персонажи. В 2003 году он вместе с режиссером Андреем Звягинцевым стал автором большого триумфа отечественного кино на Венецианском кинофестивале, и вот теперь персональный успех в Каннах.

И хотя новая картина Звягинцева "Изгнание" более не получила ни одной юбилейной награды, перефразируя известное выражение американского астронавта Нила Армстронга, можно сказать: маленький шаг, который совершил Константин Лавроненко, без сомнения, стал огромным шагом для всего российского кино, ибо наши актеры-мужчины долгое время на крупнейших кинофорумах оставались в тени своих более успешных западных и восточных коллег.

Еще одним, как минимум, интересным для нас событием стал внеконкурсный показ документального фильма режиссера Андрея Некрасова "Бунт. Дело Литвиненко". Картину, посвященную убитому в Великобритании бывшему сотруднику ФСБ, изначально окружал такой ореол таинственности, что о готовящейся премьере не были осведомлены ни средства массовой информации, ни большинство участников кинофорума.

Однако, по свидетельству очевидцев, большого ажиотажа показ этого фильма не вызвал, а все выдвигаемые в нем гипотезы относительно заказчиков и исполнителей этого преступления далеко не новы. Но, во всяком случае, серьезная реклама этой картине была обеспечена, что несомненно будет означать ее вполне благоприятную прокатную судьбу на Западе.

Что же касается менее значимых для нас событий, то "Золотая пальмовая ветвь" юбилейной штамповки досталась румынской драме, строящейся вокруг нелегального аборта, "Четыре месяца, три недели и два дня" режиссера Кристиана Мунгиу. Вторую по значимости награду - Гран-при фестиваля увезет в Японию Наоми Кавасе, представившая на суд жюри картину "Лес скорби".

Приз жюри был разделен между французским фильмом "Персеполис", рассказывающем о нелегкой судьбе девочки в стране победившей великой исламской революции и "Беззвучным светом" Карлоса Рейгадаса. Что же касается второй актерской награды, то она присуждена актрисе из Южной Кореи Чон До Ен за роль в фильме "Тайный солнечный свет".

Павел Лунгин, возглавлявший жюри конкурса дебютов "Золотая камера" вручил награду создателям израильского фильма "Медузы". Приз за лучший сценарий достался немецкому режиссеру турецкого происхождения Фатиху Акину за фильм "По ту сторону".

Приз за режиссуру достался американцу Джулиану Шнабелю, который снял картину "Скафандр и бабочка", представлявшую в Каннах Францию. Вообще стоит отметить весьма скромные результаты американских кинодеятелей. И это при том, что их десант в Каннах был самым внушительным за последнее время. Ни братья Коэны, ни Дэвид Финчер, ни даже Квентин Тарантино с его полнометражным "Доказательством смерти" не смогли отстоять свой статус перед лицом жюри, возглавляемого Стивеном Фрирсом.

Лишь утешительным призом можно считать специальную награду Гаса Ван Сента за его "Параноидальный парк", посвященный подросткам-скейтбордистам.

Правда во внеконкурсном показе главенство американской продукции, как обычно, оспаривать не пришлось. Здесь царствовали очередной обличительный фильм Майкла Мура "Сикко", повествующий об ужасах американского здравоохранения и сравнивающий его с прогрессивным кубинским, и долгожданные "Тринадцать друзей Оушена", комментировать содержание которых совершенно излишне.

Даже работу британца Уинтерботома, снявшего фильм об убитом в Пакистане американском журналисте Дэниеле Перле, можно считать вполне американской и из-за источников финансирования, и из-за того, что главную роль в нем сыграла Анджелина Джоли.

В целом, как уже говорилось, организаторы Каннского фестиваля постарались на славу. Внушающий трепет список ветеранов, претендовавших на главные награды, но уступивших дорогу молодым, мастер-классы от Мартина Скорсезе, престарелый Ален Делон, вспоминающий со сцены Роми Шнайдер, - вот атрибуты почтенного действа, вступающего в свой пенсионный возраст, в котором опыт с лихвой компенсирует недостаток сил и слегка рассеянное внимание.

Андрей Воронцов

< Назад в рубрику