Мир
18:33, 1 июня 2007

Благие намерения "доктора Смерть" Джек Кеворкян, поспособствовавший самоубийству сотни человек, выходит на свободу

1 июня 2007 года из мичиганской тюрьмы "Кинросс" выходит на свободу заключенный под номером 284797, отсидевший восемь лет за убийство второй степени. Это событие, вероятно, привлекло бы внимание лишь близких освобожденного, если бы речь шла не о Джеке Кеворкяне, получившим на родине прозвище "доктор Смерть".

Его дело в конце 90-х вызвало у американской общественности настоящий шок. Отставной доктор из Мичигана, решивший на практике доказать свою веру в неотъемлемость человеческого права распоряжаться своей жизнью, за восемь лет активной деятельности помог отправиться в мир иной более 100 пациентам с различными недугами, многие из которых вовсе не являлись неизлечимыми.

Начав с единичных "опытов", Кеворкян быстро поставил дело "на поток". Всем, обращавшимся к нему за помощью, он предлагал воспользоваться созданной им самим машиной под названием "Мерcитрон", стоимость которой следствие оценило в 30 долларов. Она состояла из нескольких бутылок с компонентами смертельной инъекции, простейшего аппарата по их смешиванию и капельницы.

Как правило, вся "процедура", не требовавшая никаких дополнительных медицинских аппаратов, проходила либо на заднем дворе дома Кеворкяна, либо в принадлежащем ему микроавтобусе. Страждущий должен был сам нажать специальную кнопку, чтобы никто в дальнейшем не мог обвинить доброго доктора в предумышленном убийстве.

Кеворкян использовал и другой, более банальный способ. Некоторым из своих клиентов он просто давал возможность подышать угарным газом, через специальную маску. Тела умерших он оставлял в номерах мотелей, в приемных покоях больниц и моргах.

Свою активную жизненную позицию "доктор Смерть" ничуть не скрывал. Его не смущали попытки правоохранительных органов положить конец его деятельности. Он публично сжигал присылаемые ему повестки, появлялся в на заседаниях суда, где произносил зажигательные речи, предлагая властям либо узаконить право человека на смерть, либо остановить его, Джека Кеворкяна.

И надо сказать, что долгое время в связи с отсутствием доказательств властям не удавалось привлечь его к ответственности. Так, обвинение в убийстве 54-летней Дженет Адкинс, которой Кеворкян "ассистировал" еще в июне 1990 года, не было подкреплено достаточным количеством улик и было снято. Еще четыре таких же процесса закончились ничем, добавив "доктору Смерть" популярности и, без сомнения, обеспечив новой клиентурой.

Но потом, как это часто бывает с серийными убийцами, Джек Кеворкян захотел быть пойманным. В 1998 году он отправил телекомпании CBS видеозапись смерти одного из своих пациентов - 52-летнего Томаса Юка (Thomas Youk). Почти сразу же после трансляции записи в эфире Кеворкян был арестован, обвинен в убийстве второй степени и приговорен к тюремному заключению сроком от 10 до 25 лет.

В конце 2006 года он получил право на условно-досрочное освобождение в связи с ухудшающимся состоянием здоровья и хорошим поведением. Точнее было бы сказать - отсутствием какого-либо поведения, ибо в тюрьме 78-летний Кеворкян после объявления о прекращении своей странной практики был тих и, по свидетельству сокамерников, проводил все дни за книгами и размышлениями.

За несколько месяцев до освобождения в интервью одному из детройтских телеканалов он сообщил, что намеревается жить в пригороде на государственное пособие, а также пообещал, что продолжит свою борьбу за легализацию эвтаназии, но уже исключительно законными способами.

Вполне естественно, что такой громкой историей не могли не заинтересоваться кинематографисты. Известный режиссер Барбара Коппл, получившая в свое время два "Оскара" за документальные ленты о борьбе шахтеров за свои права, а также являвшаяся автором послесловия к фильму Оливера Стоуна "JFK", приобрела права на авторизованную, но не опубликованную биографию Кеворкяна, написанную его другом и соседом Гарри Уайли. Интерес к судьбе "доктора Смерть" проявляют и в Голливуде, но, вероятнее всего, конкретные планы по ее экранизации появятся позже, когда уляжется шумиха.

Без сомнения, дело доктора Кеворкяна будет продолжено. Не в смысле умерщвления больных при помощи кустарных приборов (хотя, вполне возможно, найдутся и такие имитаторы), а в смысле противостояния сторонников и противников закрепления права человека на добровольный уход из жизни. Всевозможные религиозные организации Мичигана уже заявили, что сделают все от них зависящее, чтобы этого никогда не произошло.

Но гарантировать их победу уже невозможно: в Орегоне уже утвержден закон, позволяющий неизлечимо больным, которым осталось жить не более полугода, требовать у врачей помощи в прерывании своей жизни. А пример, пусть и такой, заразителен.

Андрей Воронцов

< Назад в рубрику