Бывший СССР
00:36, 6 июня 2007

Рахат: Культурные исследования Австрии Зять Назарбаева хочет стать австрийским гражданином

Михаил Тищенко

"Австрия - прекрасная страна", - заявил опальный зять казахстанского президента в одном из недавних интервью. Здесь он, по собственному признанию, платит много налогов, но при этом охотно расстается с деньгами. Австрия нравится Рахату Алиеву. Настолько, что он готов там поселиться и принять тамошнее гражданство. Для этого, правда, сначала надо убедить власти этой прекрасной страны, что на родине, которая требует его выдачи, Алиева ждут преследования и несправедливый суд.

Надо отдать должное казахстанским властям: часть этой работы они за Алиева уже сделали. Задержания знакомых президентского зятя, организованные в стиле "маски-шоу", заявления задержанных о том, что в полиции из них выбивали показания, наконец, закрытие СМИ, принадлежащих президентскому зятю, вызвали достаточно резкие комментарии со стороны правозащитников.

Директор Международного института прессы Йохан Фриц, комментируя ситуацию вокруг телеканала КТК и газеты "Караван", заявил, что руководству республики следует прекратить "вопиющие атаки на журналистов". Репутация страны за рубежом, предупредил он, серьезно пострадает от таких действий. В свою очередь, руководитель австрийского отделения Amnesty International Хайнц Патцельт напомнил, что в Казахстане по-прежнему существует смертная казнь (хотя на нее и объявлен мораторий), а также практикуются пытки. В этих условиях, заявил Патцельт, высылать Рахата Алиева из Австрии нельзя.

Решение вопроса об экстрадиции может растянуться на месяцы. При этом суд, как пишет "Время новостей", будет учитывать не только обвинения, выдвинутые в адрес президентского зятя, но и то, может ли фигурант дела рассчитывать на правосудие в Казахстане. Будут приняты во внимание и доклады международных организаций о ситуации с правами человека в этой республике.

Отобрали бизнес

Очевидно, задержания Рахата Алиева можно было добиться гораздо проще. Достаточно было, как отмечает казахстанская газета "Республика", официально вызывать его в МИД для консультаций еще в то время, когда он был послом. Или предложить ему новую должность, которая требует его присутствия на родине. Напомним, что Алиев был отправлен послом в Австрию спустя примерно неделю после январского скандала в "Нурбанке", в котором упоминалось его имя. Многие наблюдатели тогда расценили это как "ссылку", в которую "Папа всех казахов" отправил своего проштрафившегося зятя.

Собственно, после того, как в отношении Рахата Алиева было возбуждено дело, казахстанские силовики могли бы вести расследование потише - по крайней мере, до тех пор, пока Австрия рассматривает вопрос о его экстрадиции. Если, конечно, они действительно хотели задержать президентского зятя, а не просто отобрать его бизнес, как утверждает он сам. В интервью австрийскому журналу Profil, опубликованном 4 июня, Алиев заявил, что уже лишился всех своих казахстанских активов. В чью собственность перешли компании (в частности, масс-медиа), он уточнять не стал.

Между тем деятельность казахстанских спецслужб распространилась и на Австрию. Уже 28 мая, когда Астана объявила опального родственника президента в международный розыск, глава пресс-службы МВД Багдат Кожахметов сообщил, что в Австрию выехала некая специальная группа. О том, чем она там занималась, чиновник рассказал довольно сухо: оперативники, мол, "проводят интенсивную работу".

Кругом враги

Зато о похождениях своих бывших коллег охотно рассказал сам Рахат Алиев, в прошлом, как известно, занимавший руководящие посты в нескольких силовых ведомствах Казахстана. В интервью "Независимой газете" он заявил, что силовики получили прямой приказ: поймать его и вывезти из Вены любым путем. А несколько дней спустя, уже в интервью журналу Profil, зять президента рассказал, что его даже пытались похитить.

Кстати, ИА Kazakhstan Today 30 мая сообщило, что власти Австрии выдворили из страны группу казахстанских чекистов, которые, как утверждает источник издания в казахстанском посольстве, "незаконно осуществляли там оперативную деятельность". Группу, как утверждает агентство, возглавлял замминистра иностранных дел Казахстана. МВД республики эту информацию, разумеется, опровергло. Глава пресс-службы заявил, что прибывшие в Вену сотрудники "продолжают работу в нормальном режиме".

Автомагисталь Вены. Фото с сайта wikipedia.org.
Lenta.ru

Таинственные события вокруг Рахата Алиева продолжались. Вечером 28 мая, еще до того, как он был снят с должности посла, зять президента получил странное послание. Некий "казах", как сообщает австрийская газета Kurier, принес ему письмо, однако осторожный Алиев отказался его открывать и вызвал полицию и спасателей, чтобы те проверили, нет ли в нем яда. Пока эксперты проверяли зловещий предмет, появлялись все новые предположения о том, что же может быть внутри, прозвучало даже слово "полоний". Правда, в итоге специалисты не нашли в письме ничего подозрительного и забрали его с собой для более тщательной проверки.

На этом фоне задержание Рахата Алиева, как сообщает DW-WORLD.DE, прошло довольно мирно. "Руководитель подразделения австрийской полиции, - рассказывает корреспондент, - подъехал к зданию парикмахерской, откуда как раз выходил зять Назарбаева, извинился за беспокойство и попросил проследовать за ним". Правда, и здесь не обошлось без происшествий: сначала стало известно, что Алиев почувствовал боли в сердце и даже был госпитализирован. Позднее агентство Kazakstan Today сообщило, что при задержании ему дали некую таблетку, и предположило, что бывшего посла хотели отравить. Что это была за таблетка и от кого он ее получил, агентство не объяснило.

Выйдя из больницы, Алиев сообщил журналу Profil, что агенты казахстанских спецслужб съезжаются в Австрию со всей Европы. А по данным Kazakhstan Today, за госпиталем, в котором он лечился, вели наблюдение люди в автомобилях с чешскими и украинскими (!) номерами.

Нравится

В том же интервью Profil Рахат Алиев наконец объяснил, на каком основании он хочет остаться в Вене. Ранее в СМИ несколько раз появлялась информация, что зять Назарбаева попросил в Австрии политическое убежище, однако впоследствии она не подтверждалась. Как заявил сам Алиев австрийским журналистам, стать беженцем - это "одна из возможностей, но далеко не лучшая". Вместо этого он предпочел бы поселиться "в этой прекрасной стране" в качестве гражданина.

Отметим, что в Австрии, как и в других странах ЕС, получить убежище гораздо легче, чем гражданство. Даже если власти страны и не признают соискателя "полноценным" беженцем, однако согласятся с тем, что на родину ему возвращаться опасно, он может быть объявлен так называемым "субсидиарным беженцем". Этот статус дает его обладателю меньше прав, однако защищает от экстрадиции. Кстати, пока рассматривается ходатайство претендента на убежище, его также не могут выслать из страны.

Одним из основных условий для получения гражданства в Австрии является ценз оседлости - требование, чтобы кандидат прожил на территории страны не менее десяти лет. Алиев, напомним, в первый раз был отправлен послом в Вену весной 2002 года после скандальной истории о попытке государственного переворота, в которой фигурировало его имя. Зять президента вернулся на родину в 2005 году и снова был послан в Австрию в феврале 2007 года (после скандала вокруг "Нурбанка"). Очевидно, что даже в сумме получается меньше десяти лет.

Правда, австрийский закон о гражданстве предполагает, что этот срок в виде исключения может быть сокращен до шести лет, если соискатель, например, имеет особые заслуги в области науки, искусства, спорта или экономики. Рахат Алиев, вероятно, может воспользоваться положением, касающимся экономики. В интервью журналу Profil он отметил, что успешно вел в Австрии бизнес и платил большие налоги. О том, что его финансовые возможности не исчерпаны с утратой казахстанских активов, может свидетельствовать, например, сумма залога, который адвокаты Алиева внесли за его свободу (один миллион евро).

Не оппозиционер

Пока венский суд разбирает его дело, бывший посол пытается определить свой нынешний политический статус. Он продолжает критиковать своего тестя, однако при этом отказывается считать себя оппозиционером и присоединяться к какой-либо из партий Казахстана. Впрочем, последнее, по его словам, связано с тем, что "реальной оппозиции в республике нет". А есть, как утверждает Алиев, представители элиты, которые "приватизировали выгодные места оппозиционных лидеров".

Партии, надо сказать, ответили на критику президентского зятя тем же. Их лидеры заявили, что Алиеву не верят и объединяться с ним против Назарбаева не хотят. "Оппозиция - не проходной двор, да и на всех родственников Назарбаева лидерского места может не хватить", - съехидничал лидер Объединенной социал-демократической партии Амиржан Косанов. Откреститься от опального зятя поспешили и казахстанские бизнесмены. В письме, опубликованном в газете "Время", они характеризуют Алиева как "зарвавшегося чиновника, который возомнил себя над Законом". Все похвалы в этом обращении достались президенту Назарбаеву - "Лидеру нации, который направляет Казахстан по пути процветания".

Пока что заявления Рахата Алиева о том, что в Казахстане у него очень много сторонников и что "будущее за нами, а не за господином Назарбаевым", едва ли способны внушить президенту серьезное беспокойство. Впрочем, есть все же человек, способный вывести Астану из себя. Громкий скандал вполне может привлечь внимание "великого и ужасного" Бората Сагдиева. А тот как раз известен как защитник гонимых и угнетенных (можно вспомнить, например, его выступление в защиту американского актера и режиссера Мела Гибсона, когда того обвинили в антисемитизме). Тем более что сейчас Борат пишет "Путеводитель по Казахстану для малого народа США", и знания Рахата Алиева ему бы очень пригодились. А творческий союз этих "несносных детей" Казахстана способен, наверное, навести ужас даже на могущественного "Папу всех казахов".

< Назад в рубрику