Мир
01:14, 6 июня 2007

40 лет дороги к миру Шестидневная война перекроила карту Ближнего Востока, но не принесла мир

Иван Яковина

Сорок лет назад на Ближнем Востоке началась война, вошедшая в историю под названием Шестидневной. Менее чем за неделю Израиль разгромил армии трех арабских государств и захватил территорию, вчетверо превышающую его собственную. Именно тогда сектор Газа, Голанские высоты, западный берег реки Иордан и восточная часть Иерусалима попали под власть Израиля. С тех пор все эти территории остаются предметом непрекращающихся споров и конфликтов между арабами и евреями.

К лету 1967 года обстановка на Ближнем Востоке стала предельно напряженной - Египет активно наращивал свой военный потенциал, добился вывода с территории Синайского полуострова войск ООН, стоявших там со времени окончания предыдущей войны в 1956 году, а также заключил ряд военных альянсов с другими арабскими странами.

Египетский президент Гамаль Абдель Насер в многочисленных выступлениях не скрывал своего намерения положить конец существованию Израиля. При этом его слова находили горячий отклик не только у египтян, но и у жителей и руководителей других арабских стран.

За своей спиной Насер чувствовал мощную поддержку в лице СССР. Советские руководители, не испытывавшие ни малейших симпатий к Израилю, видели в Насере силу, способную поставить на колени еврейское государство, и не жалели денег, специалистов и вооружений на оснащение египетской армии.

На недобрые намерения египтян указывали и данные, собранные израильской разведкой: почти все свои войска Насер двинул на Синайский полуостров, к границе Израиля.

Одновременно с этим палестинские террористические группировки, базирующиеся в арабских странах, начали активно применять тактику перехода границы и совершения нападений на израильтян. При этом палестинцы пользовались полной поддержкой со стороны предоставивших им убежище государств.

В этих условиях Израиль принял решение, оказавшееся единственно верным: нанес упреждающий удар по потенциальному противнику. Война началась. Операция получила название "Фокус".

На рассвете 5 июня израильские боевые самолеты атаковали один сирийский, три иорданских и 11 египетских военных аэродромов. В результате успешного налета большинство арабских самолетов были уничтожены еще на земле - в ангарах и на взлетно-посадочных полосах. Жертвами налетов стали десятки летчиков. Пострадала и аэродромная инфраструктура, что фактически вывело авиацию арабских стран из дальнейшей войны.

Только Египет в первые часы конфликта потерял свыше трех сотен самолетов различных типов. Потери израильской авиации составили 19 машин, большинство из которых разбились из-за технических неисправностей.

За авиацией в дело вступили наземные войска: израильские танки и мотопехота перешли границу с Египтом и после дня ожесточенных боев овладели сразу несколькими опорными пунктами египтян, продвинувшись вглубь сопредельной территории на десятки километров.

Бои развернулись и в окрестностях Иерусалима, который перед войной был поделен на израильскую и иорданскую половины. Подразделения Армии обороны Израиля взяли под свой контроль стратегические позиции вокруг города и вплотную подошли к Старому городу.

Иорданцы ответили обстрелом Тель-Авива из дальнобойной артиллерии, что, впрочем, не возымело никакого военно-тактического эффекта.

Второй день войны на Синайском фронте привел к новым поражениям египтян. При массированной поддержке с воздуха израильские военные смогли еще глубже продвинуться вглубь Синая. Египетское командование к концу дня осознало, что поражение неминуемо, и приказало войскам начать общее отступление. При этом солдатам было рекомендовано бросить тяжелые вооружения в пустыне, чтобы они не замедляли марш.

Это привело к панике в египетских войсках и форменному бегству, которое сопровождалось значительными потерями - как убитыми и ранеными, так и пленными. К концу дня израильтяне полностью захватили Газу и отбросили остатки египетской армии к Суэцкому проливу. Победа на Синае позволила перебросить 55-ю парашютно-десантную бригаду на выручку войскам, сражавшимся против иорданцев на Западном берегу, в Иерусалиме и его окрестностях.

Полученные с южного фронта подкрепления позволили подразделениям ЦАХАЛ к вечеру 6 июня овладеть городами Хеврон и Вифлеем.

В тот же день сирийские войска предприняли попытку перейти в наступление в районе Голанских высот. После артиллерийской подготовки они попробовали напасть на приграничные израильские поселения, однако были отбиты местными ополченцами. Остатки наступавших были добиты вызванной на выручку авиацией.

В тот же день состоялась экстренная сессия Совета Безопасности ООН, на котором США предложили объявить срочное перемирие и вернуть войска на довоенные позиции, однако СССР, видимо, надеясь, что арабы смогут еще что-то предпринять, отверг это предложение.

На третий день войны израильтяне фактически добивали то, что осталось от египетской армии на Синайском полуострове, захватили город-порт Шарм аль-Шейх и вышли к Суэцкому проливу. Путь на Каир был свободен.

Иорданские войска были выбиты из Иерихона. Главным событием дня для израильтян стала капитуляция Иерусалимского гарнизона и захват Храмовой горы - священного для всех иудеев места.

8 июня разгром египтян на Синае был завершен. Каир признал поражение и запросил мира. Вечером того же дня в силу вступило соглашение о прекращении огня между Израилем и Египтом. Израильские войска были свободны для продолжения войны на северных фронтах.

День запомнился неприятным инцидентом, поставившим под угрозу добрые отношения между США и Израилем: самолет израильских ВВС атаковал американский разведывательный корабль USS Liberty. При этом 34 моряка погибли, еще 172 получили ранения.

Израиль принес официальные извинения за это происшествие, сообщив, что летчик перепутал американский корабль с египетским. После разбирательства извинения были приняты, но память об инциденте еще некоторое время портила в целом безоблачную картину сотрудничества двух государств.

9 июня президент Египта Гамаль Абдель Насер, расстроенный проигранной войной, обратился к населению с телеобращением, в котором объявил о своей отставке. Однако Национальная ассамблея страны отказалась принимать отставку главы государства, так как тысячи людей вышли на улицы египетских городов с требованием не допустить этого.

С разгромом египетской и иорданской армий израильтяне получили возможность сконцентрироваться на сирийском направлении. Через несколько часов после того, как сирийцы приняли предложение ООН о заключении перемирия, израильские самолеты поднялись в воздух и приступили к бомбардировкам Дамаска и армейских позиций.

Наземные войска перешли в наступление на Голанские высоты. Спустя сутки высоты были заняты, сирийские войска в панике бежали, а израильская армия приблизилась к Дамаску на расстояние в 60 километров. Сопротивление противника при этом было минимальным.

Немногочисленные сохранившие способность действовать подразделения сирийской армии принялись окапываться на ближних подступах к Дамаску, готовясь защищать столицу.

Министр обороны Израиля во время Шестидневной войны Моше Даян. Фото с сайта министерства.
Lenta.ru

Однако израильтяне, опасаясь вмешательства в конфликт Советского Союза, прекратили наступление. Вечером того же дня в силу вступило всеобъемлющее перемирие, положившее конец войне.

Израиль объявил, что в ходе войны его потери составили 776 военнослужащих убитыми. Арабские страны раскрывать точное число своих потерь не стали. Но, по некоторым оценкам, Египет потерял 11 с половиной тысяч, Иордания около шести тысяч, а Сирия около тысячи человек убитыми.

Сокрушительное поражение, нанесенное Израилем своим арабским соседям, надолго отбило у них охоту воевать, а ЦАХАЛ заслуженно приобрел репутацию одной из наиболее эффективных армий мира.

Советский Союз не смог простить Израилю избиения своих ближайших ближневосточных союзников и разорвал дипломатические отношения с еврейским государством. В будущем это дало стратегическое преимущество США в решении больших и малых ближневосточных конфликтов, так как американские дипломаты могли свободно общаться как с израильтянами, так и с их арабскими соседями.

В дальнейшем Израиль еще несколько раз воевал с арабскими странами. Причем наибольшего успеха израильтяне добивались тогда, когда действовали решительно и жестко, как, например, в 1982 году в Ливане. Тогда за неделю войска продвинулись на 40 километров вглубь сопредельной территории, полностью уничтожив при этом террористическую инфраструктуру, созданную боевиками Организации Освобождения Палестины к югу от реки Литани, и захватив огромные запасы оружия и боеприпасов. Необратимые потери ЦАХАЛа тогда составили 130 человек.

Современное руководство Израиля не может похвастать такими успехами. В прошлогодней операции против группировки "Хизбалла", занявшей на юге Ливана место ООП, израильтяне так и не смогли добиться каких-либо серьезных достижений, потерпев при этом сопоставимые (119 человек) потери.

Согласно оценкам специальной комиссии, созданной для расследования неудач прошлогодней войны в Ливане, причиной неуспеха кампании стали нерешительность военного и политического руководства страны, а также слабая осведомленность о готовности боевиков к отражению нападений и проведению контратак.

При том, что после Шестидневной войны Израилю пришлось воевать и против Ливана, и против Сирии, и против Египта, главной головной болью для него все сорок лет остаются захваченные еще тогда Газа, Западный берег и Голаны. Торг с Сирией за Голанские высоты еще только предстоит. Статус двух других территорий является предметом спора в самом израильском обществе: одни предлагают аннексировать Западный Берег и Газу, другие - передать их независимому палестинскому государству.

Преимущественно арабское население, проживающее в Газе, Иерихоне, Наблусе и других городах, в массе своей люто ненавидит израильтян и все время замышляет (и осуществляет) против них худое.

По итогам Шестидневной войны Израиль приобрел территории, освободил свою древнюю столицу - Иерусалим, но вместе с землей получил и огромное количество проблем в лице проживающего там населения.

И эти проблемы военными методами, похоже, не решить. Тут нужны другие средства. Какие именно - пока ответить не может никто.

< Назад в рубрику