Культура
21:39, 13 июня 2007

Ностальгический хоррор Премьеры 14 июня

На этой неделе в прокат выходят фильмы "Фантастическая четверка - 2: Вторжение Серебряного Серфера", "Груз 200", "Посланники" и "Кто Вы, мистер Брукс?". Обозреватели журнала Time Out Москва с нетерпением ждут явления Призрачного гонщика, испытывая ностальгию по перестроечной "чернухе", и находя отдохновение в хретоматии американского хоррора, заключенную в лице стареющего Кевина Костнера.

"Фантастическая четверка - 2: Вторжение Серебряного Серфера"

Жанр: летний блокбастер с эффектами. США, 2007. Режиссер: Тим Стори. В ролях: Йоан Гриффит, Джессика Альба, Крис Эванс, Майкл Чиклис, Даг Джонс. 100 мин.

Первая, стомиллионная часть "Фантастической четверки" покоробила критиков дешевизной спецэффектов и общей незатейливостью. Зато понравилась зрителям. Авторы рецензий обзывали ее чуть ли не пилотом телесериала, а читатели ставили в пример другим - таким, мол, и должен быть летний блокбастер! Вторая часть - дороже на 30 млн - спешит повторить все огрехи и достижения первой: резиновый мистер Нечто, мультяшные всполохи Человека-факела и самое интересное - невидимость Джессики Альбы, которая начинается с того, что на актрисе тает одежда.

Итак, после небольшой идиллической увертюры, во время которой Мистер Фантастик (Йоан Гриффит) сочетается браком с обворожительной Сьюзан Сторм (Альба), на Землю падает Серебряный Серфер (Даг Джонс). В прошлом он - астроном с планеты Дзен-Ла, а ныне - свирепый эмиссар довольно неприятного типа по имени Галактус. Вместе с новым врагом на горизонте неожиданно снова появляется старый - доктор фон Дум.
Где и когдаАдреса кинотеатров Москвы

Визит посланника Галактуса уже во второй части "Четверки" должен, по идее, не на шутку обеспокоить фанатов знаменитой серии - в бумажной комиксовой версии Серфер появился спустя годы. Стремление играть по-крупному выдает неуверенность продюсеров в завтрашнем дне франшизы. Так, глядишь, к третьей части и биться будет не с кем - разве что с самим Галактусом. В комиксах с ним, кстати, смог совладать только Призрачный Гонщик. Так что скрестим пальцы и подождем приезда Николаса Кейджа.

Василий Степанов, Time Out Москва

"Груз 200"

Жанр: театр жестокости. Россия, 2007. Режиссер: Алексей Балабанов. В ролях: Алексей Серебряков, Алексей Полуян, Агния Кузнецова, Александр Баширов. 100 мин.

Туманной летней ночью 1984 года подросток Валера, симпатичный поклонник группы "ДК" в майке "СССР", по пьяни после дискотеки завозит дочь секретаря райкома на хутор мечтателя Алексея (Алексей Серебряков). Свалившись замертво после очередных ста граммов, Валера выбывает из игры до самого финала. А его очаровательная спутница переходит в руки шатуна в погонах - капитана милиции Журова (Алексей Полуян), тихого ледяного человечка с лицом пожирателя детей.

Для начала Журов, влюбленный, как выясняется, в девушку, елозит внутри нее горлышком водочной бутылки, а потом приковывает наручниками к мотоциклу и везет в индустриальный город Ленинск. Там, в мерзотной комнате журовской хрущевки, с дочерью секретаря случится еще много чего невообразимого и ужасного.

Кадр из фильма "Груз 200"
Lenta.ru

Кульминацией любовной линии сюжета станет такой натюрморт: воющая в безумии голая девушка на полу, на кровати - раздувшийся синий труп десантника в "парадке", рядом - татуированное тело люмпен-пролетария в исполнении Александра Баширова, поодаль - капитан в совиных очках и с развороченной выстрелом из дробовика грудью.

На полу в беспорядке - бумаги и бутылки. На телах - мухи. По телику играет ВИА "Песняры". Пугая нас невыносимой, почти античной трагедией (герои тут - чистые схемы, виной всему оказывается обезличенный фатум), Алексей Балабанов не ограничивается ужасами, которые происходят на первом плане. В "Грузе 200" серый антураж, бутафория, ретросаундтрек и сюжетные ответвления складываются в масштабную картину декаданса: советская мораль, идеология и экономика планомерно выедаются изнутри гражданами СССР, как пень - личинками.

Есть сильный соблазн перевести обсуждение "Груза 200" в ностальгическую плоскость: было ли в советские времена хорошо или все-таки не очень. На это провоцируют и та самая футболка, и сваленные мертвой кучей рабочий, мент, солдат и ученица (народ, так сказать), и финальный титр "Шла вторая половина 1984 года".

Но "совок" тут по большому счету ни при чем - хотя фильм и дает исчерпывающий ответ на распространенный довод в пользу Советов: "колбасы не было, зато люди были добрее и человечней". Не приходит же нам в голову считать "Сало, или 120 дней Содома" критикой итальянского фашизма. Страсть в пределе всегда оборачивается садизмом, а власть - беспределом.

"Груз" снят в знакомом, простом и прямолинейном стиле "острого" перестроечного кино - только спокойно, максимально точно и совершенно хладнокровно. Самая жуткая сцена тут - не какой-то из многочисленных эпизодов насилия, а молчаливый проезд Журова с пленницей по промзоне под оптимистические переливы "На маленьком плоту" Юрия Лозы.

Добиться такого ощущения ада на земле не удавалось даже Муратовой в "Астеническом синдроме". Но решающее отличие "чернухи" поздних 80-х от "Груза" - не в плотности кошмара, а в его перспективах. То кино отталкивалось от противного настоящего в неизвестное, но наверняка прекрасное будущее. Здесь же ясно читается: тонкогубый капитан Журов - это то, что было, что будет, что есть.

Чуть облегчают эту невыносимую, удушающую экзистенциальную беспросветность золотые маковки церквей. Они маячат на заднем плане в открывающей сцене фильма, к ним в финале устремляется один из многочисленных героев, потерявший себя завкафедрой научного коммунизма ЛГУ. Выглядит все это крайне нелепо, будто попытка извинения после удавшегося сеанса некромантии. Но извинение - это последнее, чего ждешь от Балабанова. Ведь про "гниду черножопую" было можно, отчего про чертей нельзя?

Василий Корецкий, Time Out Москва

"Посланники"

Жанр: хоррор-фьюжн. США - Канада, 2007. Режиссеры: Оксид Панг, Дэнни Панг. В ролях: Кристен Стюарт, Дилан Макдермотт, Пенелопа-Энн Миллер. 84 мин.

Заброшенный дом всегда навевает мысли о всяких ужасах, тем более если это ферма, оснащенная полным набором колюще-режущего инвентаря: сразу мерещатся и черти с вилами, и смерть с косой. Однако семья Соломон решила поселиться именно здесь, в американском захолустье. Переезд затеян не от хорошей жизни - Соломоны ищут покоя и уединения после несчастного случая с дочерью (пьяная, она угодила в автомобильную аварию вместе с маленьким братом, лишившимся с перепугу дара речи).

Кадр из фильма "Посланники"
Lenta.ru

Но покой им, естественно, только снится - вокруг фермы кружат стаи зловещего воронья, а по дому постоянно шастает парочка беспокойных призраков. Это, как несложно догадаться, предыдущие жильцы, теперь закопанные где-то под сараем.

Братья-режиссеры Дэнни и Оксид Панг, когда-то снимавшие в Таиланде боевики, а затем переключившиеся на изобретательные эстетские хорроры, по примеру многих других азиатских режиссеров перебрались в Америку - вроде как снимать "Посланников", но похоже, что просто отдохнуть. Только предельной ленью и крайней релаксацией можно объяснить эту попытку близнецов снять фактически краткую хрестоматию американского хоррора, до краев набитую аллюзиями и прямыми заимствованиями из классики жанра.

Если убрать из "Посланников" откровенные цитаты из "Полтергейста", "Сияния", "Зловещих мертвецов" и, конечно же, хичкоковских "Птиц", то мы увидим лишь заурядную трэш-страшилку, пугающую стандартным комплектом безотказных, но до невозможности избитых приемов. Синенькие мертвые дети, ночные шорохи и треск - то ли досточек, то ли косточек - все еще способны напугать подростков. Но у опытного зрителя этот набор вызовет лишь скуку и раздражение.

Конечно, изобретательные Панги стараются вытянуть фильм на твердую "четверку" - но их прихотливый видеоряд, так хорошо смотревшийся в Гонконге, в голливудском кино выглядит нелепым жеманством, словно попытка подцепить гамбургер традиционными китайскими палочками.

Максим Эйдис, Time Out Москва

"Кто Вы, мистер Брукс?"

Кадр из фильма "Кто вы, мистер Брукс?"
Lenta.ru

Жанр: тусклый триллер. США, 2007. Режиссер: Брюс Эй Эванс. В ролях: Кевин Костнер, Дэми Мур, Уильям Хёрт. 120 мин.

Эрл Брукс (Кевин Костнер) - упаковочный магнат, любящий муж и немножко - серийный убийца. Он жестоко расправляется с молодыми парочками и не оставляет никаких следов. Преступную страсть в мистере Бруксе разжигает внутренний голос, обладающий лицом Уильяма Хёрта. Диалоги героя со своим вторым "я" занимают примерно половину фильма, но у Брукса есть и другие проблемы. Беспокоят дочь, в которой пробудились криминальные гены, и назойливый печальный детектив Трэйси Эдвуд (Дэми Мур).

Такой же неоднозначностью мотивировок страдает и сам фильм. К концу этого триллера остается непонятным, чудовище главный герой или просто хороший парень, однажды давший слабину. Впрочем, в его психологии нет ни малейшей охоты копаться. Выносить мутное лицо стареющего Костнера становится с годами все труднее, и компания усталой Мур его ничуть не оживляет. О режиссуре и говорить нечего: в своем размеренном топтании по жанровым канонам фильм похож вовсе не на психопата, напряженно выискивающего новую жертву, а на конвейер по производству упаковки.

Игорь Гулин, Time Out Москва

< Назад в рубрику