Экономика
21:16, 25 июня 2007

Ни кому ни кабельность С начала июля около 80 тысяч абонентов "Билайна" в Москве могут быть отключены от прямых номеров

Из-за вступающих в силу изменений в законодательстве риск отключения навис над прямыми номерами сотового оператора. Владеющая маркой "Билайн" компания "Вымпелком" не может договориться с владельцем прямых номеров - "Комстар".

Вообще, пользователи прямых номеров, которых у "Вымпелкома", по данным газеты "Ведомости" насчитывается примерно 4 процента, у "Мегафона" - около 5 процентов, а у МТС - 7-8 процентов, приносят львиную долю прибыли сотовых операторов. Поэтому для компаний очень важно удержать именно этих абонентов.

Суть конфликта в следующем. Сейчас "Вымпелком" платит "Комстару" 10 долларов в месяц за аренду номера плюс 280 тысяч долларов за трафик сети. Однако с 1 июля в силу вступает закон, в соответствии с которым номер сможет продаваться только его фактическим владельцем. Мера направлена против компаний, которые не ведут никакой деятельности, но при этом являются собственниками телефонных номеров и сдают их в аренду сотовым операторам.

В связи с этим руководство "Комстара" направило в "Вымпелком" уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке и предложение заключить новый договор.

Звонки, поступающие на прямой номер "Комстара", предлагается переадресовывать на "кривой" номер, принадлежащий "Вымпелкому". Так, если абоненту будут звонить на номер +7 (495) ХХХ ХХ ХХ, звонки будут перенаправлены, например, на +7 (903) ХХХ ХХ ХХ. "Вымпелком" в такой схеме становится агентом "Комстара". Предлагается брать с пользователей прямых номеров 15 долларов в месяц, из которых два доллара пойдет "Вымпелкому" в качестве комиссионных, а 13 долларов заберет себе "Комстар". Владелец прямых номеров сможет независимо от агента определять ценовую политику.

"Билайн" такой расклад не устраивает. Представители компании надеются, что им удастся получить используемые номера в собственность. Закон предусматривает такую возможность, и для этого "Вымпелкому" необходимо получить лицензию на предоставление услуг местной связи. Как сообщалось ранее, в Минсвязи считают телефонные номера государственным ресурсом, потому препятствовать их передаче сотовому оператору оператор стационарной связи не сможет.

У оператора есть и третий вариант, пишет "Коммерсант". "Вымпелком" может получить новую сеть прямых номеров и обменять ее у "Комстара" на необходимые номера. Однако задача развития собственной сети телефонных номеров потребует значительных финансовых вложений и не сможет быть решена в короткое время.

К изменению порядка использования прямых номеров сотовые операторы и надзирающие органы стали готовиться давно. Еще в июле 2006 года МТС и "Мегафон" заявили о том, что прямые номера вообще могут исчезнуть для мобильной связи. Представители "Мегафона" сказали, что прямые номера могут быть "искоренены как класс". При этом они сослались на опыт европейских стран, где вообще нет понятия прямых сотовых номеров.

МТСовцы ожидали, что прямые номера будут отменены с 1 января 2007 года и пообещали присвоить всем городским номерам код 985.

В то же время в пресс-службе "Билайна" сообщили, что менять ничего не собираются, а будут продолжать арендовать номера у их владельцев.

Следующим этапом стало принудительное "привязывание" к каждому используемому прямому номеру дублирующего "кривого". Он должен быть идентичным, за исключением префикса.

Наконец, с 1 июля 2007 года сотовым операторам запретили использовать чужие прямые номера.

С тех пор, как в апреле появились сведения о планируемой передаче прямых номеров сотовым операторам, у компаний было достаточно времени, чтобы выбрать один из трех описанных выше сценариев: заключить агентский договор, получить лицензию и отобрать номера или получить пул номеров и обменять их на необходимые самому оператору.

МТС и "Скайлинк" выбрали первый путь, согласившись на условия, предложенные "Комстаром". "Мегафон" использовал подобную схему уже давно.

Теперь выбор предстоит сделать и "Билайну". На кону большая сумма и репутация компании. По подсчетам аналитиков, работа по предложенной "Комстаром" схеме обойдется "Вымпелкому" примерно в 13,1 миллиона долларов в год. В случае, если последнему удастся за оставшееся время переоформить номера на себя, платить этих денег не придется.

Теоретически существует еще один сценарий, наименее благоприятный для компании и ее клиентов: ситуация не будет разрешена, и абоненты "Вымпелкома" лишатся возможности пользоваться прямыми номерами. Если это все же произойдет, то договариваться с "Комстаром" или оформлять на себя номера может быть поздно.

Антон Поминов

< Назад в рубрику