Сеть супермаркетов Sainsbury отказалась принимать для продажи морковь, выращенную компанией, которая принадлежит принцу Чарльзу. В пресс-службе сети объяснили, что морковь Его Высочества оказалась гнилой. Пока неизвестно, кого в этом винить: то ли компанию принца, то ли холодный склад Sainsbury. Принц-фермер уже не в первый раз страдает от привередливости продавцов, однако его фирма, основанная на принципах органического земледелия, все набирает обороты.
Все началось еще в 80-х годах, когда принц Уэльский увлекся органическим земледелием или, по-другому, экологическим сельским хозяйством. Он переехал в свое загородное имение в Глостершире и занялся там экологическим фермерством. В 90-е годы увлечение вылилось в солидный бизнес: Чарльз превратил часть находящегося в его владении герцогства Корнуолл в сельскохозяйственную фирму, производящую продукты органического земледелия и экологического животноводства.
Товары под маркой Duchy Originals, произведенные в герцогстве Корнуолл, вышли на рынок и заняли все разрастающуюся нишу экологически чистых продуктов питания. Duchy Originals производит печенье, сыр, колбасу и бекон, овощи и фрукты, йогурт, леденцы и минеральную воду.
В последние годы фирма Чарльза достигла больших успехов и стала ведущей в стране маркой в этом сегменте рынка. Доходы фирмы с самого начала ее существования перечисляются в Благотворительный фонд принца Уэльского.
В 2000 году Чарльз договорился о сотрудничестве с крупнейшей английской сетью супермаркетов TESCO, решившей стать первым крупным продавцом экологически чистых продуктов. По данным TESCO, продажи такой продукции за последний год выросли на 40 процентов.
Однако не все так гладко. Последняя история с морковью - не единственная неудача принца на рынке сельскохозяйственных товаров. В 2004 году, получив рекордный урожай картофеля - более 100 тонн, принц вынужден был направить его на школьное питание. Супермаркеты не захотели продавать экологически чистую картошку, посчитав ее слишком "тусклой", непривлекательной для покупателей. Еще ранее такая же судьба постигла морковь с фермы Чарльза - для супермаркетов она оказалась слишком "кривой".
Возмущенный принц обвинил супермаркеты в "дискриминации" овощей и призвал покупателей не обращать внимания на форму моркови, а сконцентрироваться на ее экологически чистом содержании.
Нельзя не упомянуть напоследок, что принц, будучи сторонником органического земледелия, постоянно выступает против генетически-модифицированных продуктов. Он не раз призывал англичан бойкотировать ГМ-продукцию и мечтает о том, чтобы полностью запретить ее импорт в страну.
Споры о пользе и продуктивности органического земледелия не затихают. Гнилая морковь принца Чарльза наверняка займет достойное место среди противников экологического сельского хозяйства. Но наследник английского престола известен упрямым характером - и никакая морковка не помешает фермерским планам Его Королевского Высочества.
Елена Кореневская