Культура
07:01, 1 июля 2007

Ореховое масло Лэн Уайзман уничтожил Джона Маклейна

В некотором царстве, где властвуют силы тьмы, а вампиры и оборотни такая же реальность, как пробки на автотрассах, жил-был режиссер Лэн Уайзман. В жизни он любил две вещи: свои фильмы про всякую нечисть и свою жену Кэти Бэкинсейл в них. А потом он решил замахнуться на святое - на Джона нашего Маклейна. И, естественно, на выходе вместо крепкого, ядреного ореха получилось пусть и питательное, но ореховое масло.

В эпоху возрождения из пепла или, если угодно, доставания из пыльного чулана главных киногероев конца 20-го века, появление на экранах четвертой части "Крепкого орешка" было лишь вопросом времени. И в самом деле, не напомнить зрителям об известнейшем персонаже жанра голливудские боссы просто не могли. Брюс Уиллис все еще в прекрасной форме, врагов у США только прибавилось, а на прогрессирующей ностальгии зрителей, которым "за", можно всегда неплохо заработать.

Откровенно говоря, как только было заявлено, что режиссером четвертой части станет не Джон Мактирнан, а человек, имеющий в активе две серии довольно посредственного фильма "Другой мир" и участие в качестве ассистента по работе с недвижимостью в "Годзилле", уже возникло нехорошее ощущение, когда же нам стали активно рассказывать, как Уайзман любил играть в детстве в Джона Маклейна, стало совсем печально.

Итак, по порядку.

Некий нехороший человек и его длинноногая ассистентка китайского происхождения задумывают страшное: захватить контроль на всей компьютеризированной инфраструктурой США. Как водится, мотив у антигероев самый популярный - содрать с правительства как можно больше отступных. Но к нему примешивается и еще один, ранее не фигурировавший в историях про Джона Маклейна - месть отвергнутого властями профессионала.

Злоумышленники нанимают команду хакеров, которые не ведают что творят, но должны разработать программные коды для взламывания защит всех правительственных учреждений, включая ФБР, министерства энергетики и прочих Капитолиев. В стране наступает хаос, спецслужбы, у которых отключилось буквально все - от систем навигации до автоматических клозетов - мечутся с искаженными лицами и криками "сэр, у нас серьезная проблема", хакеров начинают методично взрывать при помощи неведомого компьютерного вируса, и тут появляется Джон Маклейн.

Как было ясно еще из трейлеров, явился он совершенно случайно, направленный по просьбе ФБР проверить одного из невольных организаторов армагеддона. И далее он оказывается вовлечен в череду событий, которая словно была специально выстроена, чтобы доказать, что постаревший и растерявший последние волосы орешек по-прежнему тверд и никому не по зубам.

Отличительной особенностью первых трех фильмов была достоверность действия, убийственный юмор ситуаций и самого Маклейна. Ну как не вспомнить его порой крайне нецензурное препирательство с Грубером в первой части или знаменитое маклейновское "девочки" в самый разгар схватки в небоскребе? А замечательный плакат с надписью "ненавижу нигеров", с которым Маклейн шествовал в третьей части по Гарлему?

В предыдущих сериях в него стреляли из всех видов оружия, выбрасывали из окон, били головой о стену и заваливали обломками самолетов. Ему было больно, но все знали, что Джон Маклейн все равно встанет и, сплюнув кровью, скажет что-нибудь едкое перед тем как бить морды со свойственной ему отчаянной бесшабашностью. Эта черта и выделяла его на фоне остальных бравых полицейских, которых Голливуд наплодил за свою историю целую армию.

Галерея кадров и роликов к фильму "Крепкий орешек 4.0"
Lenta.ru

Но Уайзман зачем-то решил добавить образу глубину и драматичность. Его Маклейн - это уставший от жизни супермен, у которого просрочен кредит по ипотеке и есть сумасбродная дочка, считающая зазорным носить его фамилию. Он произносит патетические речи про героизм в стиле "если не я, то кто же" и пытается шутить. Именно пытается, потому что вложенные сценаристами в уста Брюса Уиллиса остроты ни на одну секунду не заставляют увидеть в нем прежнего Маклейна.

С первых же эпизодов создается впечатление, что все участники съемочного процесса усиленно играют в игру под названием "Крепкий орешек", при этом сам Маклейн является на этом празднике свадебным генералом. И даже его обычное веселое хамство власть имущим выглядит натужной пародией на него самого.

Что касается достоверности, то здесь все еще хуже. Эпизоды с летающими по воздуху автомобилями, которые до боли напоминают некоторые приемы Уайзмана, примененные им в "Другом мире", еще полбеды. Как вы думаете, например, что будет, если длинноногую китаянку на полном ходу собьет тяжелый джип и протащит ее за собой на капоте, круша стены? Лэн Уайзман считает, что ничего страшного. Она еще сможет виртуозно махать ногами и почти отправит Джона Маклейна к его шотландским предкам.

А где хранится полная информация обо всей финансовой системе США, включая все биржевые сделки и банковские счета? По мнению создателей четвертого "Крепкого орешка", в неприметном сером здании, которое охраняют три человека, а содержимое самого сервера при помощи несложного алгоритма можно просто переписать на жесткий диск, чтобы потом из любой точки мира переводить на свои счета любые средства из американского бюджета.

Вообще вся эта история про проникновение в компьютерные сети министерства обороны, ФБР и Конгресса, даже с точки зрения непрофессионала настолько по-детски наивна, что подвергать ее серьезному анализу не имеет смысла.

Еще одной особенностью работы Уайзмана являются прямые заимствования, которые делаются без всякого стеснения. Погоня по эстакаде с уничтожением нескольких ее участков и самолет с так называемым "вертикальным взлетом" - все это очень напоминает такие же эпизоды из фильма "Правдивая ложь". Да, собственно, само злодейское похищение дочери - это тоже неуклюжий реверанс Джеймсу Кэмерону.

Даже главная идея фильма о группе террористов, берущих на себя управление какой-то важной государственной службой, уже была подробно изложена во второй части "Крепкого орешка", и, несмотря на масштабность действия, ничего нового Уайзману привнести сюда не удалось. Единственной действительно интересной находкой является видеообращение террористов, сделанное из фрагментов выступлений американских президентов. Ассистентам режиссера пришлось провести немало времени, выискивая необходимые моменты на старых записях.

В целом, впечатление о фильме "Крепкий орешек 4.0" можно охарактеризовать одним словом - "никакой". Джон Маклейн, возвращения которого с таким нетерпением ждали все поклонники жанра, усилиями Лэна Уайзмана растворился в толпе безликих героев боевиков. Но в отличие от других многосерийных фильмов, в этом случае очень хочется, чтобы пятая часть "Крепкого орешка" все же состоялась, Джон Мактирнан занял режиссерское кресло и вернул зрителям уверенность, что полицейский из Нью-Йорка Джон Маклейн - это вовсе не то ореховое масло, которым попотчевал их любитель вампиров и муж Кэти Бекинсейл.

Андрей Воронцов

< Назад в рубрику