Мало кто из нас может вынести бремя богатства. Конечно, чужого.
Марк Твен
Индийский рупиевый триллионер Мукеш Амбани (Mukesh Ambani) не сможет построить для себя и своей семьи дворец-небоскреб высотой более 170 метров. Власти штата Махараштра (Maharashtra) объявили незаконным приобретение холдингом Reliance Industries, главой которого является Амбани, ряда земельных участков, в том числе того, на котором Амбани строит свою высотную резиденцию.
Пять земельных участков общей площадью около 50 гектаров являются так называемым вакфом. Вакф, или вакуф (от арабского слова, буквально означающего "удержание") - это имущество, переданное его владельцем (частным лицом или государством) на религиозные или благотворительные цели. Независимо от того, учреждается ли вакф письменно или стороны ограничиваются устным оглашением, он является безоговорочным и не может быть отозван учредителем. Более того, при учреждении вакфа собственность перестает принадлежать дарителю, но и не становится собственностью того, кому передается.
Первоначально участок площадью 4532 квадратных метра, на котором к настоящему моменту возведены уже шесть этажей особняка Амбани, принадлежал семье Мадхаврао Сциндия (Madhavrao Scindia). Затем семья передала ее Фонду помощи сиротам имени Карримбхоя, таким образом, объявив ее вакфом, а Фонд, в свою очередь, продал в 2002 году участок фирме Antilia Commercial, принадлежащей триллионеру. В общей сложности цена составила 380 миллионов рупий (около 8,6 миллиона долларов).
Совет вакфа (Wakf Board), как считают власти штата, не выполнил свои обязанности по управлению землями, считающимися вакфом, не запретив сделку. Таким образом, Амбани фактически не имел права покупать данную землю. В связи с этим Департамент по сборам и вопросам леса (Revenue and Forest Department) распорядился, чтобы Совет вакфа забрал эти участки и объяснил сложившуюся ситуацию в течение 15 дней.
Проект по возведению семейного небоскреба Амбани можно назвать весьма амбициозным. Достаточно сказать, что по площади он должен был превзойти Версальский дворец, а семью бизнесмена, состоящую из него самого, матери, жены и трех детей, в новом доме должны были обслуживать 600 человек.
Высота 27-этажного дворца под названием Antilla (в честь мифического острова, описанного Плутархом), где он планировал поселиться, должна была достичь 173 метров за счет потолков, в три раза превышающие обычные по высоте. В здании, проект которого выполнила дизайнерская фирма Perkins+Will, предусматривались шесть этажей под парковку, два - под оздоровительный центр, один - под домашний кинотеатр. Кроме того, в проекте значились вертолетная площадка и гостевые апартаменты с полностью застекленным фасадом, висячие сады, развлекательный центр и бассейн.
Учитывая цены на недвижимость в финансовом центре Мумбаи (бывший Бомбей), достигающие 20 тысяч доллларов за квадратный метр, "домоскреб" (homescraper) стоит более миллиарда долларов. Сейчас семейство проживает в 14-этажном здании Sea Wind.
Мукеш Абмани стал первым рупиевым триллионером Индии в конце мая. Его состояние оценивается в 27,6 миллиарда долларов. Бизнесмену принадлежит крупнейшая индийская частная компания Reliance Group, работающая в нефтяной отрасли, розничном бизнесе и сфере биотехнологий.
Несмотря на довольно большое количество богатых людей в Индии, традиции страны не приветствуют демонстрацию гражданами своего благосостояния. Не далее как месяц назад премьер-министр Индии призвал лидеров бизнес-сообщества "воздерживаться от бросающихся в глаза трат" и "показывать пример умеренности".
Нетрудно предугадать, что такие масштабные траты и роскошные проекты могут вызвать недовольство простых людей. По словам одного из индийских журналистов, пропасть между богатыми и бедными в Индии достигла непристойно громадных размеров. Так, каждый третий житель Мумбаи живет в трущобах.
В настоящий момент "мяч" находится на стороне властей, которые не могут не считаться с традиционными представлениями индийцев о приличиях. Однако небоскреб, в который вложены немалые средства, уже строится, и, скорее всего, реакция владельца не заставит себя ждать.