На этой неделе в прокат выходят фильмы "Натурщица", "Сорок", "Фэй Грим" и "Перелом". Обозреватели журнала Time Out Москва оценили красоты дореволюционного Тифлиса, получили заряд патиотизма, посопереживали шпионским страстям и насладились сиянием чистого разума.
Жанр: недорогой декаданс. Россия, 2007. Режиссер: Татьяна Воронецкая. В ролях: Даниил Спиваковский, Виктория Толстоганова, Даниил Страхов, Николай Фоменко.110 мин.
"Эшенбах, ну будьте хорошим! Я устала, я не мылась еще!" - нудит светская львица Софья Пшебышевская (Виктория Толстоганова), пока ее тащит в кровать худой и гадкий, как паук, господин (Даниил Спиваковский). Любовники только что прибыли в дореволюционный Тифлис, заселились в гостиницу и думают, как будут убивать время: он станет бесцельно шляться по городу, она - сидеть на верандах с "лампочкой вина" и папироской. Заодно прояснится природа их отношений.
Когда-то красотка блистала среди русской эмигрантской богемы в Берлине и позировала художникам ню, чередовала прогулки по Унтер ден Линден с кутежом в ресторанах. Но вот один из портретистов разбил Пшебышевской сердце, она вернулась на родину и в слезах прихватила того ухажера, что был при деньгах, - то есть самого противного.
Если смотреть "Натурщицу" в раскадровке, там, возможно, появятся и смысл, и некоторая художественность. Пока пара делает секс в гостиничном номере, с потолка очень красиво сочится черная влага (правда, раньше эту шутку уже использовали японские хорроры и Люк Бессон). На экране всегда много дыма, фужеров, кружев и вроде как аристократических лиц.
Где и когдаАдреса кинотеатров Москвы
Бывает, что дают развлечения: скетч про грузинского пьяницу-водовоза (юмор!) или Марка Рудинштейна в роли "еврея в шубе", который вместе с деньгами запирается в сундуке (а вот это уже сатира!). Ближе к финалу пролетарии начинают клеить на стены листовки "Товарищи, объединяйтесь!", и в "Натурщице" проклюнется фатализм: закат гулящей красотки - вроде как отражение заката целой империи.
Проблема в том, что фильм идет почти два часа - а все занимательные кадры мы только что перечислили. Все остальное время на крупных планах тоскует и криво улыбается Виктория Толстоганова, упакованная в черно-белые, слегка полнящие артистку наряды. Театральный актер Спиваковский пытается смириться с тем, что его превратили в кого-то вроде крысы в костюме.
Оба явно не могут понять, что они делают среди утлых декораций (весь Тифлис состоит из одной-единственной улицы, сколоченной в павильоне Мосфильма) и бессюжетицы. "Мне надо обменять франки на рубли. А вы чем будете заниматься? - Может быть, спущусь в ресторан". В постельных сценах Толстоганова безучастно отводит колено и, не мигая, пялится в потолок, а Спиваковский фальшиво пыхтит.
В этом их бесчувственном отношении друг к другу чудится еще и презрение к съемочному процессу. Дескать, долбаное русское кино породило еще одно чудище, как нам мерзко во всем этом участвовать… А впрочем, гонорар уже выплачен, так что после и правда можно спуститься в ресторан.
Жанр: патриотический триллер. Россия, 2007. Режиссер: Александр Галибин. В ролях: Дмитрий Марьянов, Екатерина Федулова, Игорь Верник.
76 мин.
Капитан Стычкин (Дмитрий Марьянов) выдвигается на перехват шахидке, едущей электричкой Павелецкий - Домодедово. Он только что уволился - но вот прыгает в поезд и сорок минут вычисляет смертницу по скудной ориентировке: светлые синие туфли. Найдя подозреваемую, девушку восточной наружности, всю на нервах и с многообещающей сумкой, Стычкин подсаживается к другой пассажирке (Екатерина Федулова из "Питер ФМ").
Если вы пропустили последние десять патриотических боевиков, то "40" восполнит пробелы в образовании. Из фильма вы узнаете, что сотрудники спецслужб - обаятельные, аккуратные, интересные и вежливые люди: один опер с минуту пытается произнести слово "жопа", да так и уходит молча. И что органам сильно мешает пресса: назойливый папарацци в исполнении Игоря Верника строчит репортаж и срывает операцию.
Тактичнее всего назвать этот киножурнал картиной бесхитростной. От похожей ура-продукции фильм отличают сантименты. Если "Личный номер" был калькой с "Крепкого орешка", а "Обратный отсчет" - подтруниванием над жанром ментовского боевика, то "40" - лобовая драма со страшным титром в финале: "В сентябре 2006 года реального Стычкина, прототипа главного героя, наградили посмертно". Гарантия и негромких аплодисментов в зале, и неуязвимости фильма для пристрастных рецензий, вроде этой.
Жанр: шапито со шпионами. США - Германия, 2006. Режиссер: Хэл Хартли. В ролях: Паркер Поузи, Джефф Голдблюм. 118 мин.
Внезапный сиквел "Генри Фула", шпионской драмы "независимого" интеллектуала Хэла Хартли. Десять лет назад герой, графоман Генри Фул, сбежал в Европу. Сейчас издатели и спецслужбы начинают проявлять интерес к его дурно написанной "Исповеди". Дело не в смене литературной моды: через двадцать минут затяжных абсурдистских диалогов выясняется, что Фул успел послужить агентом всех существующих разведок, а "Исповедь" - сокрушительный компромат. Вызволять тома конспирологического бреда из рук иностранцев ЦРУ посылает жену писателя, нервозную Фей Грим (Паркер Поузи).
Говоря начистоту, в наше неспокойное время фильм "Фей Грим" так же неуместен, как и прочие сиквелы великих картин 90-х о лузерах и романтиках. Дела теперь в мире пошли серьезные, и стало как-то и не до того, чтобы тосковать о лениво растраченной молодости. Хэл Хартли, кажется, вполне осознает абсурдность своей затеи - и даже стремится довести ее до предела, паранойя приобретает здесь характер извращенного стендапа. Берлин, Стамбул, Нью-Йорк и Париж, по которым мечется Фей Грим, кажутся районами одного и того же города.
Снятый за какие-то гроши в трех комнатах фильм силится вместить в себя все возможные приметы шпионского жанра - от драматично перекошенного кадра до террористов, стюардесс и непременного побега героев через кухню ресторана. Компасом, ведущим Фей по следам супруга, служит порнографический слайд-фильм "Женщины с шутом" (нам его, увы, не показывают). Все это, пожалуй, и смешно, но совершенно несъедобно - как пряник 12-летней выдержки.
Жанр: судебный триллер. США, 2007. Режиссер: Грегори Хоблит. В ролях: Энтони Хопкинс, Райан Гослинг. 112 мин.
Крепкий старичок Кроуфорд (Энтони Хопкинс), инженер с глубокой печатью интеллекта на лице, хладнокровно застрелил свою неверную жену. Арестовывать убийцу приезжает небритый инспектор Нанелли (Билли Берк) - собственно, в его компании миссис Кроуфорд и плескалась по средам и пятницам в бассейне. Увидев труп, Нанелли почти теряет самообладание и получает от вдовца чистосердечное признание.
Плевое дело передают гособвинителю Бичуму (Райан Гослинг). Бичум, уже подавший заявление об уходе из прокуратуры, одной ногой стоит в прекрасном будущем и на первое слушание является в смокинге. Придется переодеться.
"Перелом" в Америке шел с тем самым нехорошим рейтингом R, вокруг которого в последние месяцы поднялся такой шум и который подразумевает что-то взрослое. Но, кроме убийства и слова "фак", единственный недетский нюанс здесь - это манеры главного героя. Хопкинс привычно держится этаким постаревшим "американским психопатом", долго, умело и рутинно водит своего юного оппонента за нос.
Неявно издеваясь над судом, инженер Кроуфорд дает нам надежду на то, что в финале глупая и самонадеянная молодость будет отшлепана, а опыт и интеллект восторжествуют. Увы, титры идут в сиянии скучной добродетели, убийственно чистый разум физика дает осечку. Собственно, этот хеппи-энд и кажется главной непристойностью: мысль о том, что идельное преступление невозможно потому что плохо, так похабна, что фильму впору впаять ХХХ.