Всего за один день евро значительно укрепился как качественно, так и количественно - 10 июля европейская валюта впервые в своей истории пробила отметку в 1,37 доллара за евро. А за несколько часов до этого совет министров финансов ЕС разрешил войти в еврозону двум новым государствам - Мальте и Кипру. С 1 января 2008 года стран, заменивших свою национальную валюту на общеевропейскую станет 15, не считая Черногории, которая пользуется евро де-факто, но не де-юре.
Слишком резкое повышение стоимости валюты монетарным властям еврозоны невыгодно. Это простому обывателю может быть приятно, что местная валюта выглядит на мировом рынке лучше, чем американская. Для монетарных властей же повышение курса евро означает критику со стороны экспортеров - из-за высокого курса евро они не получают от проданных за рубеж товаров дополнительных прибылей.
Чтобы их все же получить и иметь возможность вложить средства в производство, товары приходится продавать дороже, что вызывает протест со стороны потребителей. В результате европейские компании вытесняются с мировых рынков китайскими и японскими. По словам главы европейского аэрокосмического гиганта EADS Луи Галлуа (Louis Gallois), повышение курса евро на 10 центов стоит его компании миллиарда евро операционной прибыли.
Сдерживать курс евро нерыночными методами власти Евросоюза не имеют права, хотя соблазн сделать как в России, где Центробанк является главным игроком на торгах по валюте, или как в Китае, где колебания курса жестко регламентированы, у них наверняка возникает.
В середине июля в еврозоне появился очередной повод для того, чтобы задуматься, как справиться с ростом курса. 10 июля европейская валюта совершила резкий скачок по отношению почти ко всем мировым валютам и смогла несколько раз обновить исторический максимум по отношению к доллару.
Обычно валюта, пройдя психологически важную или рекордную отметку, останавливается или даже откатывается к показателям, показанным ранее. Но в этот раз такого не произошло - евро продолжает укрепляться уже второй день. Ко второй половине 11 июля европейская валюта торгуется в районе отметки в 1,3756 доллара. Еще сутки назад стоимость евро падала к 1,36 доллара.
Со значительным опозданием к мировому рынку на изменение курсов отреагировал и Центробанк России. 11 июля он поднял стоимость евро в России сразу на 17,57 копейки, а стоимость доллара - опустил на 12,23 копейки. Теперь европейская валюта в России стоит 35,1099 рубля, а американская - 25,5363 рубля, это минимальная отметка с 1999 года. Разница между евро и долларом достигла 9,57 рубля, и если ситуация на мировом рынке не изменится, то уже очень скоро она перейдет отметку в 10 рублей.
Резкий скачок стоимости евро произошел не из-за высказываний монетарных властей ЕС или пересмотра прогнозов по росту экономики, не из-за снижения инфляции или изменения ставки рефинансирования. В значительной степени на повышение курса евро оказала влияние американская экономика и ослабление доллара. Оно началось сразу после того, рейтинговое агентство Moody's понизило рейтинг облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами высокого риска, на общую сумму в несколько миллиардов евро.
Вслед за ним другое рейтинговое агентство Standard&Poor's объявило о том, что поставило на пересмотр 612 выпусков облигаций, также обеспеченных ипотечными кредитами заемщиков с низким уровнем кредитоспособности. Проще говоря, сразу два из трех ведущих рейтинговых агентств фактически заявили если не о кризисе, то о структурных сложностях на рынке жилья США. Курс доллара отреагировал на заявления агентств очень оперативно.
Американская валюта обвалилась не только к евро, но и к другим мировым валютам. Например, британский фунт обновил максимум к доллару за последний 21 год, а иена выросла с 123,2 до 121,1 иены за доллар.
Расширение еврозоны за счет новых членов - факт, который на первый взгляд может привести к ослаблению курса евро на мировом рынке. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что экономика столпов ЕС - например, Германии или Франции гораздо более устойчива, чем будущих новичков еврозоны - Мальты и Кипра. Следовательно, при расширении еврозоны риски вложений в евро увеличиваются, ведь если в одной из этих стран случиться финансовый кризис, он так или иначе коснется всех государств, перешедших на евро.
С другой стороны, для того, чтобы войти в еврозону, Мальта и Кипр сумели подстроить местные экономики под жесткие стандарты ЕС. В Евросоюзе не собираются пускать в еврозону всех, кто вошел в альянс - примером тому могут служить страны Прибалтики. Им разрешение на переход на евро пока не выдали, несмотря на то, что по первоначальному плану они должны были вступить в еврозону раньше или одновременно с Мальтой и Кипром, но не смогли выполнить условий по темпам инфляции.
О том, что евро не только не опускается, но даже укрепляется после принятия в единое валютное пространство новых членов, свидетельствует переход на евро Словении, который был совершен в первые две недели 2007 года.
Смена валюты в этой стране прошла безболезненно - граждане заблаговременно узнали о том, как будут меняться толеры на евро и по какому курсу, и успешно обменяли местную валюту на европейскую. По ряду экономических показателей Словения не только не уступает грандам еврозоны, но и значительно их превосходит - ВВП, например, здесь растет более, чем на пять процентов в год, а в той же Германии - только на 2,7 процента.
Если переход на евро Мальты и Кипра пройдет также успешно, скорее всего, монетарные власти ЕС все активней звать в валютный союз новых членов. На очереди, кроме прибалтийских стран стоят Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. У последней шансов войти в еврозону к началу 2009 года больше всех - страна пока справляется с нормативами Европейского Центробанка.
В сложившейся ситуации экономисты обычно советуют обычным гражданами не волноваться и не перекладывать сбережения из долларов в евро, потому что комиссия обменных пунктов "съест больше денег, чем можно заработать на разнице валют. Тем более, что россияне постепенно теряют интерес и к долларам, и к евро - граждане РФ предпочитают хранить деньги в рублях. Об этом свидетельствует официальная статистика Центробанка - по данным ЦБ, ко второму полугодию 2007 года "матрасных" сбережений в валюте осталось у россиян меньше, чем по 100 долларов на человека.