Наука и техника
18:43, 12 июля 2007

Крылья над морем, часть 3 Во время второй Мировой войны авианосцы стали главной силой флота.

Объявление о планах возрождения российского океанского флота станет, наверное, главной военной новостью июля. Особенный интерес вызывает выбор авианосца в качестве основы боевой мощи новых соединений ВМФ. В связи с этим, Лента.Ру продолжает начатую в прошлом году серию статей, рассказывающих о возникновении, развитии и значении авианосцев.

Первые два года второй Мировой войны, в течение которых события разворачивались в основном в Европе и окружающих ее водах, казалось, подтвердили предвоенные тенденции. На море безусловно доминировал линейный корабль. Крупнейшие морские сражения этого периода - между англичанами и итальянцами у Калабрии и Матапана, между англичанами и французами (после капитуляции Франции перед Германией) в Мерс-Эль-Кебире, между англичанами и немцами в Нарвике, в Северном море, в Датском проливе, к западу от Бреста - подтвердили прежнюю точку зрения на могущество морской артиллерии. Более того, первое столкновение линкора с авианосцем закончилось поражением последнего: 8 июня 1940 года, авианосец британского Королевского флота "Глориес", идущий в сопровождении двух эсминцев - "Ардент" и "Акаста", был перехвачен двумя линейными крейсерами Кригсмарине - "Шарнхорст" и "Гнейзенау", и в ходе короткого боя уничтожен.

Подводные лодки, как и в первую мировую войну, представляли собой угрозу прежде всего для торговых судов. Военные корабли становились их жертвами в случае откровенного пренебрежения техникой ПЛО (противолодочной обороны), или ограниченные в маневрировании и скорости. Случаи потопления подводной лодкой современного крупного боевого корабля, свободно маневрирующего в открытом море, можно было пересчитать по пальцам.

Авиация также зарекомендовала себя в качестве серьезной угрозы для торговых судов и боевых кораблей без брони или с легким бронированием (эсминцы и крейсера), однако, 11 ноября 1940 года произошло событие, ставшее предвестником будущих коренных изменений в войне на море. Двадцать самолетов-торпедоносцев "Суордфиш", взлетевших с палубы авианосца "Илластриес", атаковали базу итальянских ВМС Таранто. Половина самолетов была вооружена бомбами и использовалась для подавления средств ПВО, остальные, с подвешенными торпедами, пошли в атаку на линейные корабли "Реджиа Марины".

Авианосец "Илластриес". Фото с сайта regiamarina.net
Lenta.ru

Итогом стали пять торпедных попаданий в три корабля - новейший "Литторио", и модернизированные ЛК времен первой мировой - "Кайо Дуилио" и "Конте ди Кавур". Ремонт "Литторио" занял четыре месяца, "Кайо Дуилио" - полгода, а затонувший в гавани "Конте ди Кавур" хоть и был поднят, но так и не вошел в строй до самой капитуляции Италии летом 1943 года.

Англичане, добившиеся громкого успеха, не смогли тем не менее должным образом изучить последствия - доступ офицеров Его Величества на итальянские базы был, по понятным причинам, закрыт. Но он был открыт для союзников Италии по Оси - японцев. Офицеры японского флота тщательно изучили последствия атаки самолетов на Таранто, сделав ряд полезных выводов. В частности, по результатам изучения, японские авиационные торпеды были снабжены деревянными насадками, позволявшими использовать их на мелководье, там где обычные торпеды после сброса зарывались в морское дно.

Гром грянул утром 7 декабря 1941 года, когда авианосцы японского флота атаковали базу ВМС США Перл-Харбор. В состав японского соединения - первой в мире специализированной авианосной ударной группировки - входил 1-й Коку Кантай (Воздушный флот), насчитывавший шесть тяжелых авианосцев в трех сентаях (дивизиях). Первую дивизию составляли авианосцы "Кага" и "Акаги", перестроенные из линейного корабля и линейного крейсера соответственно. Эти корабли водоизмещением около 40 тысяч тонн могли нести каждый по 90 самолетов. Вторая дивизия состояла из авианосцев "Хирю" и "Сорю", водоизмещением по 19 тысяч тонн, каждый из которых вмещал по 70 машин. Пятая дивизия была укомплектована новейшими авианосцами "Секаку" и "Дзуйкаку", водоизмещением по 30 тысяч тонн, ангары которых вмещали по 84 машины. Реальная укомплектованность однако была несколько меньше штатной - всего японские авианосцы несли к Перл-Харбору 391 самолет.

Кроме трех дивизий авианосцев, в состав 1го воздушного флота входили корабли сопровождения - легкий крейсер "Абукума" и девять эсминцев. Дальнее прикрытие воздушного флота осуществляло специально выделенное соединение поддержки в составе линкоров "Хией" и "Кирисима" и тяжелых крейсеров "Тоне" и "Тикума". Кроме того, в операции были задействованы восемь танкеров и кораблей снабжения и два эсминца, специально выделенных для отвлекающего обстрела базы на острове Мидуэй. Все эти корабли вместе взятые были объединены в "соединение Перл-Харбор" под командованием адмирала Тюити Нагумо.

Адмирал Нагумо. Фото с сайта answers.com
Lenta.ru

В базе Перл-Харбор, ставшей целью японских авианосцев, находились около ста кораблей, включая восемь линкоров, восемь крейсеров и 29 эсминцев. В силу различных причин, база не была подготовлена к отражению налета.

Итогом налета стало уничтожение двух линкоров - "Аризона" и "Оклахома", корабля-мишени "Юта", эсминцев "Кэссин" и "Даунс". Линкоры "Вест Вирджиния", "Невада", "Калифорния" и минный заградитель "Оглала" сели на грунт, но позднее были введены в строй. Линкоры "Теннеси", "Мериленд", "Пенсильвания", крейсера "Хелена", "Гонолулу", "Рэли", эсминец "Шоу", гидроавиатранспорт "Кертисс" и плавучая мастерская "Вестал" отделались более или менее тяжелыми повреждениями. На аэродромах было уничтожено 188 самолетов и 159 повреждено. Погибли 2403 человека и 1178 были ранены.

От повторного налета Нагумо отказался, опасаясь внезапного контрудара американцев - в гавани Перл-Харбора не оказалось ни одного авианосца, и их местонахождение не было известно. В результате, не были разрушены некоторые важные объекты, в частности - гигантские склады горючего, вмещавшие более трехсот тысяч тонн нефти.

Потери японцев составили 29 самолетов - 15 пикировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей. Также были потеряны пять сверхмалых подлодок и одна океанская подлодка типа I, принимавшие участие в операции. Людские потери составили 55 человек.

Разгром сил союзников на Тихом Океане этим не закончился. 10 декабря, на другой стороне океана, у побережья британской Малайи, взлетевшие с авиабазы в Сайгоне бомбардировщики-торпедоносцы G-3 и G-4 топят новейший британский линкор "Принс оф Уэллс", на борту которого за четыре месяца до того была подписана знаменитая "Атлантическая хартия" и линейный крейсер "Рипалс". Легкость, с которой самолеты уничтожили два тяжелых быстроходных корабля в открытом море, стала большим шоком, чем разгром неподготовленного к бою Перл-Харбора.

Линкор "Принс оф Уэллс". Фото с сайта wikimedia.org
Lenta.ru

С этого момента господство в воздухе становится определяющим фактором успеха в борьбе на море, а авианосец перенимает у линкора звание главной силы флотов. Японцы, воодушевленные успехом налета на Перл-Харбор, продолжили развитие флота по доказавшей свою состоятельность концепции, а союзники, потерявшие практически все линкоры, имевшиеся на тихоокеанском театре военных действий, были вынуждены строить флот вокруг "оставшихся в живых" авианосцев.

События, развернувшиеся вслед за Перл-Харбором и уничтожением английской эскадры у берегов Малайи, подтвердили потенциал авианосцев. Стремительный захват Японией Филиппин, Индонезии и многочисленных островов в западной части Тихого океана был в первую очередь обеспечен благодаря умелому применению морской авиации, и прежде всего - прославившегося 1-го воздушного флота. Звездным часом соединения Нагумо стал рейд в Индийский океан весной 1942 года, в ходе которого были нанесены новые поражения британскому флоту. Первый в мире настоящий авианосец "Гермес", о котором упоминалось в предыдущей статье, погиб за 10 минут пребывания под "бомбовым дождем", получив свыше сорока попаданий - точность бомбометания летчиков японской морской авиации 42 года достигала 90 процентов!

Однако ситуация скоро начала меняться. В мае 1942 года в бою в Коралловом море впервые сошлись авианосцы Японии и США. С американской стороны в сражении участвовали авианосцы "Лексингтон" и "Йорктаун" в сопровождении восьми крейсеров и 11 эсминцев. Японцы, намеревавшиеся высадить десант с девяти транспортов в базе Порт-Морсби, выставили для обеспечения десантной операции ударное соединение в составе 5-го сентая ("Секаку", "Дзуйкаку"), трех крейсеров и шести эсминцев, а также соединение поддержки в составе легкого авианосца "Сехо", шести крейсеров и девяти эсминцев.

Бой в Коралловом море закончился вничью. 5-й сентай, летчики которого, относительно недавно завершившие подготовку, имели меньший опыт, чем их коллеги из первой и второй дивизий с долгим довоенным стажем, понес тяжелые потери, оба авианосца были повреждены. Легкий авианосец "Сехо" был потоплен. Потери в самолетах составили 105 машин. Американцы потеряли "Лексингтон", а второй авианосец - "Йорктаун" - также был поврежден. Кроме "Лексингтона" флот США потерял танкер "Неошо" и эсминец "Симс". Потери авиации США составили 83 машины. Японцы, опасаясь продолжать бой, отказались от высадки десанта.

Авианосец "Дзуйкаку". Фото с сайта wikimedia.org
Lenta.ru

Месяц спустя после боя в Коралловом море состоялся бой у атолла Мидуэй, ознаменовавший конец японского превосходства над силами союзников. Подробное описание этого сражения потребует отдельной книги, поэтому имеет смысл остановиться лишь на наиболее значимых моментах сражения.

Командование американского флота заранее располагало информацией о планах и намерениях японцев благодаря эффективной работе службы дешифровки, благодаря чему сумело в тайне от противника заранее сосредоточить силы на месте будущей битвы. Кроме того, неожиданно для японцев, США сумели в рекордно короткие сроки отремонтировать и ввести в строй поврежденный в бою у Кораллового моря авианосец "Йорктаун", тогда как японцы запаздывали со вводом в строй "Танцующего журавля" ("Секаку") и "Счастливого журавля" ("Дзуйкаку"). В результате, к Мидуэю японцы привели четыре авианосца 1 и 2-го сентаев с 257 самолетами, американцы имели на трех авианосцах и аэродроме Мидуэя 360 машин.

В итоге, если рассматривать основные факторы, повлиявшие на победу в бою, то мы получим следующую картину:

1. Для победы нужно опережать противника в развертывании - американцы развернулись первыми.

2. Необходимо знать расположение противника и его намерения - американцы читали японские радиограммы, и следили за их авианосцами с вечера 3 июня 1942 года, тогда как японцы не знали о расположении врага до 7:30 4 июня.

3. Знать силы противника - в силу предыдущего пункта американцы знали, что японцы располагают четырьмя АВ, японцы же считали, что американцы располагают только двумя авианосцами.

4. Иметь превосходство над противником - 360 самолетов на четырех ВПП одна из которых непотопляемая (остров), обеспечивают превосходство над 260 машинами на четырех авианосцах.

5. Превосходить противника выучкой - единственный аспект, в котором японцы имели превосходство. Такое, что оно, по мнению многих, едва не перекрывает предыдущие четыре пункта. Но блестящей выучки оказалось недостаточно для победы.

В ходе боя у Мидуэя японский флот потерял все четыре задействованных тяжелых авианосца, сумев уничтожить лишь один - "Йорктаун" все же не ушел от судьбы. От этих потерь японцы оправиться не смогли. Они еще наносили американцам болезненные удары - в 1942 году флот США потеряет еще немало кораблей, в том числе и два тяжелых авианосца, но, эти потери уже не смогут вернуть Японии превосходства.

Авианосец "Йорктаун". Фото с сайта delsjourney.com
Lenta.ru

Могущество промышленности обеспечило постепенное накопление сил, позволившее США в 1944 году перейти в решительное наступление, завершившееся уже у берегов самой Японии летом 1945 года, и основную роль в этом наступлении будут играть все более многочисленные авианосцы типа "Эссекс", которые на несколько десятилетий вперед станут основой мощи ВМС США.

В общей сложности к окончанию войны ВМС США располагали 19 тяжелыми, девятью легкими (перестроенными из крейсеров) и семьюдесятью одним (!!!!) эскортным авианосцем, которые были перестроены из транспортов и использовались для противолодочной обороны торговых и десантных конвоев. Еще несколько эскортных авианосцев США построили для ВМС Великобритании, но даже без учета этих боевых единиц, США превосходили по числу авианосцев все страны мира, вместе взятые, сменив Великобританию на посту "Владычицы морей".

С таким багажом американский флот вступил в холодную войну с противником, который в 1945 году располагал ничтожным по своим возможностям флотом, вдобавок "размазанным" по четырем удаленным театрам военных действий. С 1945 года "потенциальным противником" для американских авианосцев становятся корабли ВМФ СССР.

Продолжение следует

Илья Крамник

< Назад в рубрику