Мир
20:03, 16 июля 2007

Заглушка Северная Корея закрыла ядерный реактор в Йонбене

КНДР заглушила ядерный реактор в Йонбене, который позволял северокорейцам вырабатывать оружейный плутоний. За последние пять лет это, пожалуй, первый шаг Пхеньяна в сторону не наращивания своего ядерного потенциала, а его снижения. Причем в перспективе Северная Корея должна отказаться от обладания ядерными технологиями вовсе, и переломным в этом отношении должен стать именно 2007 год.

Еще в феврале этого года состоялся в буквальном смысле прорыв в шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной программе. После пяти лет взаимных угроз, жестких экономических санкций и изоляции Пхеньян дал обязательство России, Китаю, США, Японии и Южной Корее прекратить производство урана и в дальнейшем полностью свернуть ядерные разработки. В обмен северокорейцы запросили гарантии безопасности, потребовали нормализовать отношения с США и Японией и поставить в страну один миллион тонн мазута на нужды электроэнергетики.

Первый шаг, согласно этим договоренностям, предполагал, что работа ядерного центра в Йонбене (он включает в себя старый пятимегаваттный советский реактор, два недостроенных энергоблока, завод по производству уранового топлива и предприятие по регенерации использованных урановых стержней) будет полностью остановлена, а все помещения опечатают инспекторы МАГАТЭ. За это Южная Корея бесплатно поставит северянам 50 тысяч тонн топлива. В субботу, 14 июня, первая партия мазута в 6,2 тысячи тонн прибыла в КНДР. Кстати, северокорейцы не стали дожидаться всего обещанного на этом этапе объема топлива и остановили реактор досрочно.

Правда, стоит отметить, что замораживание работы центра в Йонбене не стало сюрпризом. О том, что КНДР готовится к этому шагу было известно еще две недели назад от главы делегации США на шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной программе Кристофера Хилла. Собственно об остановке реактора первыми узнали также американцы, а не, например, китайцы, давние союзники северокорейцев, которые обычно выступали главными "поставщиками" новостей из Северной Кореи.

Однако не исключено, что именно Китай сыграл одну из ключевых ролей во время консультаций с Пхеньяном, которые проходили вне формата шестисторонних переговоров. Стоит напомнить, что после 13 февраля, когда было подписано соглашение о сворачивании северокорейской ядерной программы, переговоры чуть было не прекратились вовсе. КНДР не могла договориться с Южной Кореей о поставках гуманитарной помощи, а японцы вообще отказывались что-либо поставлять в Северную Корею. В итоге в апреле, в назначенный срок, ядерный реактор в Йонбене заглушен не был, а Северная Корея потребовала еще и разморозить правительственные счета в китайском банке Макао, которые были заблокированы США в 2005 году.

Почти 25 миллионов долларов были разморожены, однако так и остались лежать в Макао, поскольку ни одно из кредитных учреждений в мире, опасаясь американских санкций, не решалось перевести их в КНДР. Однако в июне через хабаровский Далькомбанк средства все же были переправлены в Северную Корею. После того, как в Пхеньяне получили свои деньги, переговоры о приостановке реактора в Йонбене активизировались, а в начале июля лидер Северной Кореи Ким Чен Ир даже призвал ко "всеобщему ядерному разоружению". Кстати, МИД РФ в воскресенье отметил, что благоприятный фон для этих переговоров был создан именно российской стороной.

Правда, "шестерка" встретила сообщение об остановке северокорейского реактора довольно сдержанно. Например, Россия назвала это событие "позитивным фактором", однако Москва ждет официального заключения МАГАТЭ. Что касается возобновления сотрудничества КНДР с атомным агентством, в министерстве отметили, что в этом деле "не должно возникать каких-либо подозрений, равно как и самоуспокоенности". От гендиректора МАГАТЭ Мохамеда Эль-Барадея также не было слышно победных реляций - он заметил, что на монтаж контрольного оборудования на реакторе, который ведут десять его подчиненных, уйдет несколько недель, причем техническая возможность вновь его запустить сохраняется.

Представитель КНДР в ООН Ким Мён Гиль сразу же решил расставить акценты. Он подчеркнул, что дальнейшее урегулирование "зависит от выполнения другими пятью странами - участницами шестистороннего процесса своих обязательств в соответствии с принципом "действие на действие"". Особенно важно то, "какие меры примут США и Япония в смысле отказа от враждебной политики в отношении КНДР". Северная Корея, по словам дипломата, даже готова начать свертывание всей своей ядерной программы в ближайшее время, но взамен Вашингтон должен снять с КНДР все санкции и исключить ее из списка стран-спонсоров терроризма.

Глава южнокорейской делегации на шестисторонних переговорах Чхон Ен У также не стал никого обнадеживать. По его словам, "следующая фаза будет труднее, чем заморозка реактора". Правда, Кристофер Хилл уверен, что остановка всех атомных объектов КНДР завершится в конце этого года. Американский дипломат надеется, что северокорейские власти в течение ближайших месяцев предоставят ему полный список своих ядерных предприятий. Япония практически никак не отреагировала на новость об остановке работы центра в Йонбене, решив дождаться очередного раунда переговоров "шестерки", которые состоятся уже 18 июля.

Вместе с тем, именно с Японией в дальнейшем могут возникнуть самые основные трудности. Японцы в последнее время все активнее поднимают тему своих граждан, похищенных северокорейскими спецслужбами в 1970-1980-х годах. Пхеньян считает ее закрытой, а Токио, в свою очередь, отказывается участвовать в программах помощи КНДР. Повод для появления противоречий есть и в случае с США. Американцы ежегодно проводят крупномасштабные военные маневры на территории Южной Кореи, а северяне воспринимают их как отработку планов войны. Не исключено, что Пхеньян может потребовать прекратить учения, а США столь же категорично откажутся.

В целом, все стороны противостояния - и КНДР, и оставшаяся "пятерка" переговорщиков - своего добились: реактор, который был единственным источником оружейного плутония для Северной Кореи, заглушен, а Пхеньян начал получать обещанную помощь и теперь вполне обоснованно может требовать большего. Сложившийся баланс в отношениях вряд ли кто-то захочет нарушить, однако и до разрешения конфликта далеко. Очевидно, что о демонтаже ядерных объектов на территории КНДР речи пока не идет, и это на руку Пхеньяну. Он сможет использовать это обстоятельство как аргумент во время переговоров, или просто шантажировать возобновлением работы реактора в случае, например, если начнутся задержки с поставками мазута.

В ближайшее время должны последовать ожидаемые Пхеньяном ответные шаги со стороны США и Японии. К слову сказать, ни одно из условий, выдвинутых этим странам Северной Кореей, не противоречит февральским договоренностям - американцы сами предложили исключить КНДР из списка стран, финансирующих терроризм, а экономические санкции должны были снять еще в феврале - после возобновления переговоров в формате "шестерки". Очевидно, что подогревать конфликт будет и личная неприязнь американцев как к самому Ким Чен Иру, так и к его авторитарному режиму, да и сами северокорейцы продолжат спекулировать на ядерной программе, чтобы как минимум оправдать отказ от нее в глазах собственных граждан.

Руслан Кадрматов

< Назад в рубрику