Бывший СССР
00:31, 17 июля 2007

За четыре дозы спирта Белорусская ПВО пережила атаку польских шпионов

Михаил Тищенко

13 июля Комитет госбезопасности Белоруссии объявил о разоблачении шпионов, которые собирали данные о системе ПВО республики и передавали их польским спецслужбам. Как утверждает КГБ, агентурная сеть появилась после того, как ее будущий лидер, офицер ПВО Белоруссии Владимир Русскин, был задержан в Польше с грузом контрабандного спирта, которого он вез примерно в пять раз больше нормы. Чтобы не платить штраф за лишний алкоголь, Русскин якобы и согласился пойти на службу к местной разведке.

Работа предполагаемых шпионов заключалась в том, чтобы делать копии секретных документов и возить их в Польшу. Для конспирации они, по данным КГБ, использовали тайник, оборудованный внутри автомобильного огнетушителя.

Всего в агентурную сеть, как заявляет замначальника КГБ Виктор Вегера, входило пять человек: четверо граждан Белоруссии и один россиянин. Как и упомянутый уже Владимир Русскин, трое его соотечественников служили в войсках ПВО. О пятом члене группы известно только, что это "офицер российской армии", некто Юреня.

Не совсем понятно, чем именно в этом коллективе занимался россиянин. Можно предположить, что он передавал Польше сведения о российской системе ПВО, которая фактически объединена с белорусской ПВО в общую систему. Неясно также, какая страна теперь предъявляет ему обвинения. Гражданин Юреня, как сообщают белорусские источники, явился с повинной в ФСБ РФ. Как отмечает ИА REGNUM, благодаря этому и были задержаны его белорусские коллеги.

Остается открытым и вопрос о том, как долго братья-славяне работали на поляков и какой ущерб они нанесли Москве и Минску. Относительно первого КГБ Белоруссии умалчивает, однако из его комментариев можно сделать вывод, что предполагаемые разведчики успели сделать не один рейс в Польшу, прежде чем были задержаны. В то же время, говоря о разоблачении шпионов, замначальника КГБ особо подчеркнул, что его ведомство действовало оперативно, так что "ущерб обороноспособности Белоруссии и России не допущен".

Между тем события, о которых сейчас рассказывают белорусские спецслужбы, произошли довольно давно. Владимира Русскина белорусские спецслужбы задержали на границе в январе 2007 года, а его предполагаемые соучастники, как сообщают СМИ, были арестованы вскоре после этого. Практика, в соответствии с которой контрразведка не сразу объявляет о поимке шпионов, является общепринятой, однако едва ли белорусскому КГБ понадобилось полгода, чтобы сфотографировать тот самый огнетушитель или добиться от задержанных признательных показаний.

Белорусские власти не в первый раз находят у себя в стране польских шпионов. И раньше они, в общем-то, не стеснялись объявлять об этом всему миру. Так, в апреле 2004 года был арестован, а затем выслан из страны польский военный атташе Казимеж Витащи (его обвинили в попытке завербовать некоего белорусского офицера). Журналистам об этом сообщили через два дня. А в 2005 году разгорелся громкий скандал вокруг Союза поляков Белоруссии, который руководство республики заподозрило в подготовке "оранжевой революции". Совсем недавно в роли "агента" оказался протестантский священник Ярослав Лукасик. Белорусские власти обвинили его в "покушении на национальную безопасность", оштрафовали на 15 долларов и выслали из страны.

Причины, по которым Минск полгода назад не стал предавать огласке очередной шпионский скандал, неизвестны. Однако КГБ, очевидно, не случайно вспомнил о нем именно сейчас. Разоблачение польских агентов почти совпало по времени с заявлением Москвы о приостановке ДОВСЕ (Договора об обычных вооруженных силах в Европе) и визитом в США польского президента Леха Качиньского. Последний поехал договариваться о размещении американской системы ПРО на территории своей страны. Российская сторона, напомним, неоднократно демонстрировала недовольство в связи с распространением системы ПРО на Восточную Европу, что и стало одним из аргументов в пользу отказа от ДОВСЕ.

На этом фоне известие о задержании шпионов, покусившихся на общую систему российско-белорусской ПВО, позволяет Минску показать себя ценным (можно даже сказать, недооцененным) союзником Москвы, который стоит на страже общих интересов. Возможно, этот жест ускорит подписание договора о единой системе ПВО, которое откладывается уже несколько лет. А власти обеих стран смогут с чуть большей долей искренности рассуждать о вечной дружбе. По крайней мере, до очередного подорожания российского газа.

< Назад в рубрику