После некоторого перерыва Лента.Ру внимательно прослушала очередную порцию музыкальных альбомов. На этот раз в редакцию попали три пластинки абсолютно разных исполнителей со стажем: авангардиста Джона Кейла, шансонье Шарля Азнавура и просто хорошего вокалиста Джо Кокера. Кроме того, к работам трех певцов добавился альбом инструментальной электронной музыки дуэта Motor.
Джон Кейл отобрал 23 три трека, от творений Velvet Underground, которые запомнились слушателям вопреки своей вызывающей антихитовости, до песен с последнего сольного альбома. Треки объединяет тот факт, что все они исполнялись во время последних концертных туров музыканта. А теперь Кейл еще и издал их в формате двойного альбома, налепив сверху лейбл Circus. Так и есть, получился в чистом виде "Цирк".
Начать с того, что во времена Velvet Underground в песнях Venus in Furs и Femme Fatale использовался вовсе не вокал Кейла. И даже если не оценивать вокальные данные Кейла, приходится признать, что в исполнении Лу Рида и Нико они звучали лучше. Более того, на дворе не середина шестидесятых. Кейлу сейчас доступны такие ресурсы, о каких VU и мечтать не могли. В результате старые песни, даже "Венера в мехах" с ее терзающей уши и нервы монотонной скрипкой, звучат весьма размеренно и сыто.
С новыми песнями тоже не все гладко. Кейл, слывший главным экспериментатором VU, на последнем альбоме Black Acetate проявил себя с неожиданной стороны. Он вроде как вновь экспериментирует, но не изобретает, а всего лишь балуется с теми стилями, которыми многими уже успели наиграться. То в его песнях звучат отголоски гранжа (как, например, на отличном треке Woman), то он и вовсе забирается на территории, освоенные мультяшной группой Gorillaz.
Во время концертов адекватно воспроизвести все эти звуковые метания не получается. Треки демонстрируют, что Кейл - человек уже далеко не молодой, вроде бы надо петь фальцетом, а получается старческое кряхтение. Уже упомянутая Woman живьем звучит более ритмично, а вот драйва поубавилось: нет стены гитарного звука, выстроенной в студии.
При том при всем "Цирк" - это все-таки хорошее развлечение. Артисты (в данном случае - песни) стремительно сменяют друг друга на арене. Чьи-то выступления можно было бы пропустить, но вот фокусы явно удались. И главный из них в том, что Кейл живьем до сих пор звучит интересней, чем большинство его сверстников.
Джо Кокер обладает потрясающим вокалом. Таким бы голосом исполнять алкогольные блюзы Тома Вэйтса или песни-страшилки в духе Ника Кейва. Вместо этого последние несколько десятков лет репертуар Кокера, кажется, включает одну-единственную неустанно повторяемую композицию.
На новой пластинке певца Hymn For My Soul эта привычная песня повторяется десять раз. Все те же вялые баллады, те же недоделанные блюзы. И речь идет скорее о недостаточной выразительности самого певца, а не о незавершенности песен. С песнями-то более-менее все в порядке: Кокер по обыкновению берется за произведения классиков жанра, включая Боба Дилана, Джорджа Харрисона и Стиви Вандера.
Несколько выделяется из общей массы трек под номером семь Just Pass It On. В песне звучит бэк-вокал, призванный, вероятно, напоминать об этнических музыках народов Африки. Забавно, но конечный результат гораздо больше напоминает о саундтреке к мультфильму "Король-лев".
Шарль Азнавур, в отличие от Кокера, это человек, вряд ли способный потрясти кого-то своими вокальными данными. Если вдуматься, многие слушатели, заметив обложку диска с этим именем, да еще и с названием альбома "Раскрась мою жизнь", от содержащихся на носителе песен вообще ничего хорошего ждать не будут. Что ассоциируется с фамилией "Азнавур"? Словосочетание "французский шансон". Что-то об армянских корнях. Если сильно напрячь память - какой-то телевизионный сериал с детективным уклоном, транслировавшийся лет пятнадцать назад одним из отечественных каналов.
Но на деле все оказывается не так плохо. Французский шансон - это совсем не то же самое, что отечественный. В песнях слышны отзвуки то латиноамериканской музыки, то кинематографического джаза пятидесятилетней давности. В песне под названием "Ласковая Армения" (Tendre Armenie) используется какой-то национальный инструмент; не обходится без характерной для жанра гармоники, которая у Азнавура совсем не пошлая. Струнные также звучат к месту и совсем без пафоса. Вот такой нехарактерный шансон.
В результате получается пластинка не неприятная, это по меньшей мере. А правильней было бы сказать так: Азнавур выпустил альбом не идеальный, но под соответствующее настроение вполне замечательный.
Альбом дуэта Motor оформлен просто до невозможности. В коробку с диском вложена сложенная гармошкой полоса бумаги, на которой по черному фону отпечатаны ровные белые строки: списки треков и лиц, которым участники проекта объявляют благодарность. На внешней стороне этого, с позволения сказать, буклета имеется фотография самих музыкантов, двух роботов в космического вида очках. Портрет прошел процесс "улучшения на компьютере" (буквально digitally enhancement), на деле же - просто искажен какой-нибудь программой вроде Photoshop.
То же самое и с музыкой. Это простая и прямолинейная электроника с ровными ритмами, которые были бы вполне уместны на дискотеках середины девяностых. Треки преимущественно инструментальные, хотя в некоторых повторяется какое-либо словосочетание, обычно - заглавие композиции (например, Unhuman, Night Drive или Flashback). Определить, является ли этот "вокал" синтезированной на компьютере речью или обработанным компьютером человеческим голосом, довольно сложно.
Как и обложка, музыка дуэта была слегка "улучшена", или, если хотите, искажена. Но дело тут не в компьютерных программах, или, точнее не в первую очередь в них. На участников Motor явно повлияла индустриальная эстетика, и они добавляют в треки шумы и скрежеты, правда, весьма ограниченными дозами. В результате от злобы ортодоксальных исполнителей индастриала практически ничего не остается, а вся пластинка кажется куда менее агрессивной, чем видеоклип, снятый на заглавную композицию.
Диски предоставлены компанией GALA Records