Орден имени "Ералаша"

Пятый "Гарри Поттер" променял магию на подростковые комплексы

Люди, предпочитающие чтение всем иным видам досуга, обладают громадным преимуществом перед остальными. Зная литературный первоисточник, они, вероятно, смогут разобраться в ужасающем коктейле из британских природных красот, подростковых комплексов, спорадических всполохов света и угрожающих завываний тромбонов, который представляет собой фильм "Гарри Поттер и орден Феникса".

Для начала немного грубой прозы. Процесс трансформации главных героев сериала из очень симпатичных английских детишек в очень среднестатистических английских же подростков вошел в пятой серии "поттерианы" в завершающую стадию.

Дэниел Рэдклифф, успевший с момента выхода "Кубка огня" примерить на себя образ конезависимого юноши на лондонских подмостках, безуспешно пытается вернуть своему лицу печать сиротского отчаяния. Эмма Уотсон, подогревшая интерес к своей персоне распространением слухов о возможном выходе из проекта, всем своим видом демонстрирует победу гормонов над разумом. И лишь вечно рыжий Руперт Гринт почти не потерял своей обаятельности просто потому, что человеку с таким выражением лица не нужно ровным счетом ничего играть, он и так будет вызывать симпатию.

А теперь лирика.

Начало фильма застает Гарри Поттера все там же - в окружении его безумных опекунов, которым иногда хочется вложить в руку револьвер 45-го калибра, чтобы они просто застрелили безответного Поттера и не мучились выдумыванием всяких козней. Затем, как обычно, прилетает нечто, что сообщает Поттеру, что его беспросветная жизнь будет только хуже, и через пять минут на горизонте уже показывается величественное здание Хогвартса, где Поттера ждут как всегда не писавшие ему Рон Уизли и Гермиона Грейнджер.

И далее стараниями режиссера Дэвида Йейтса начинается нечто, сильно напоминающее очень дорогой выпуск "Ералаша". Сходство с известнейшим отечественным киножурналом наблюдается буквально во всем - в плохой игре каждого из несовершеннолетних актеров, которых, как кажется, набирали в труппу по большому блату, в причудливости сценарных решений, в удивительно посредственных для бюджета в 150 миллионов долларов спецэффектах.

Но если "Ералаш" никогда и не претендовал на серьезность, то творение Йейтса очевидно стремится произвести впечатление предвестника грядущего апокалипсиса. Многократные вертолетные облеты компьютерного Хогвартса и кривящийся в благородном негодовании рот Рэдклиффа, по замыслу создателей, должны лишь усиливать этот эффект.

К слову, о рте. Даже всеми ожидаемый поцелуй, которым Гарри одаривает влюбленную в него девушку азиатского происхождения, выглядит натужной попыткой изобразить подростковую застенчивость. В глазах юных актеров нет ни тени трепетного интереса, ни чего-нибудь игривого, вроде "ах, Гарри, какая у тебя большая волшебная палочка". Но лишь хорошо заметный страх перед грозным режиссерским: "Мотор!".

Что касается взрослых партнеров по съемочной площадке, а среди них монстры вроде Гэри Олдмана, Ральфа Файнса, Хелены Бонем Картер, Алана Рикмана, Имелды Стонтон, то все они выглядят в кадре так, как и положено лицедеям их класса в таком фильме, то есть... беспомощно. Примерно такое же ощущение возникало при просмотре российских фильмов времен ваучерной приватизации, когда прекрасные наши актеры были вынуждены сниматься в картинах, о которых теперь наверняка стремятся забыть.

Помнится, в каждой из предыдущих серий "поттерианы" кто-то из старших героев выводился на первый план, и их тайна становилась стержнем повествования, на который и нанизывались героические поступки Поттера со товарищи.

В "Ордене Феникса" ничего подобного не наблюдается. Вот на пару минут в кадре появился Сириус Блэк с очередной патетической речью, а камера, нарушая ритм повествования, уже цепляется за другую сюжетную линию. Вот зазвучал завораживающий голос Снейпа, и снова очередной облет Хогвартса под завывания тромбонов.

Пожалуй, единственным персонажем, который выглядит хоть сколько-нибудь достойно, является Долорес Амбридж, но опять же, не благодаря стараниям режиссера, а потому, что актрисе Имелде Стонтон с ее опытом не стоило особого труда вжиться в хрестоматийный образ английской старой девы.

Но самый главный недостаток творения Йейтса даже не в рваном повествовании и чрезмерном почтении к тексту Джоан Роулинг. Это было бы еще полбеды. В "Ордене Феникса" нет даже намека на магию. Нет, речь вовсе не о сполохах разноцветного огня, вылетающих из палочки Дамблдора, или говорящих портретах. А о той атмосфере, которая и обеспечила всей "поттериане" столь удивительный успех во всем мире.

Дэвид Йейтс снял унылое и малопонятное кино про то, как недостатки родителей начинают активно проявляться в детях в период полового созревания, про то, как зачерствевшие взрослые пытаются навязать свое мировоззрение подрастающему поколению, про то, как некое вселенское зло в очередной раз хочет, но не может, извести юношу в круглых очках.

Фильм обречен на кассовый успех, ибо под маркой "Гарри Поттер" можно спокойно выпустить на экран совершеннейшую бессмыслицу, и даже она привлечет в кинотеатры зрителей по всему миру. Но при чем тут, собственно, был "Орден Феникса", так и осталось загадкой.

Андрей Воронцов