Новости партнеров

Орден имени "Ералаша"

Пятый "Гарри Поттер" променял магию на подростковые комплексы

Люди, предпочитающие чтение всем иным видам досуга, обладают громадным преимуществом перед остальными. Зная литературный первоисточник, они, вероятно, смогут разобраться в ужасающем коктейле из британских природных красот, подростковых комплексов, спорадических всполохов света и угрожающих завываний тромбонов, который представляет собой фильм "Гарри Поттер и орден Феникса".

Для начала немного грубой прозы. Процесс трансформации главных героев сериала из очень симпатичных английских детишек в очень среднестатистических английских же подростков вошел в пятой серии "поттерианы" в завершающую стадию.

Дэниел Рэдклифф, успевший с момента выхода "Кубка огня" примерить на себя образ конезависимого юноши на лондонских подмостках, безуспешно пытается вернуть своему лицу печать сиротского отчаяния. Эмма Уотсон, подогревшая интерес к своей персоне распространением слухов о возможном выходе из проекта, всем своим видом демонстрирует победу гормонов над разумом. И лишь вечно рыжий Руперт Гринт почти не потерял своей обаятельности просто потому, что человеку с таким выражением лица не нужно ровным счетом ничего играть, он и так будет вызывать симпатию.

А теперь лирика.

Начало фильма застает Гарри Поттера все там же - в окружении его безумных опекунов, которым иногда хочется вложить в руку револьвер 45-го калибра, чтобы они просто застрелили безответного Поттера и не мучились выдумыванием всяких козней. Затем, как обычно, прилетает нечто, что сообщает Поттеру, что его беспросветная жизнь будет только хуже, и через пять минут на горизонте уже показывается величественное здание Хогвартса, где Поттера ждут как всегда не писавшие ему Рон Уизли и Гермиона Грейнджер.

И далее стараниями режиссера Дэвида Йейтса начинается нечто, сильно напоминающее очень дорогой выпуск "Ералаша". Сходство с известнейшим отечественным киножурналом наблюдается буквально во всем - в плохой игре каждого из несовершеннолетних актеров, которых, как кажется, набирали в труппу по большому блату, в причудливости сценарных решений, в удивительно посредственных для бюджета в 150 миллионов долларов спецэффектах.

Но если "Ералаш" никогда и не претендовал на серьезность, то творение Йейтса очевидно стремится произвести впечатление предвестника грядущего апокалипсиса. Многократные вертолетные облеты компьютерного Хогвартса и кривящийся в благородном негодовании рот Рэдклиффа, по замыслу создателей, должны лишь усиливать этот эффект.

К слову, о рте. Даже всеми ожидаемый поцелуй, которым Гарри одаривает влюбленную в него девушку азиатского происхождения, выглядит натужной попыткой изобразить подростковую застенчивость. В глазах юных актеров нет ни тени трепетного интереса, ни чего-нибудь игривого, вроде "ах, Гарри, какая у тебя большая волшебная палочка". Но лишь хорошо заметный страх перед грозным режиссерским: "Мотор!".

Что касается взрослых партнеров по съемочной площадке, а среди них монстры вроде Гэри Олдмана, Ральфа Файнса, Хелены Бонем Картер, Алана Рикмана, Имелды Стонтон, то все они выглядят в кадре так, как и положено лицедеям их класса в таком фильме, то есть... беспомощно. Примерно такое же ощущение возникало при просмотре российских фильмов времен ваучерной приватизации, когда прекрасные наши актеры были вынуждены сниматься в картинах, о которых теперь наверняка стремятся забыть.

Помнится, в каждой из предыдущих серий "поттерианы" кто-то из старших героев выводился на первый план, и их тайна становилась стержнем повествования, на который и нанизывались героические поступки Поттера со товарищи.

В "Ордене Феникса" ничего подобного не наблюдается. Вот на пару минут в кадре появился Сириус Блэк с очередной патетической речью, а камера, нарушая ритм повествования, уже цепляется за другую сюжетную линию. Вот зазвучал завораживающий голос Снейпа, и снова очередной облет Хогвартса под завывания тромбонов.

Пожалуй, единственным персонажем, который выглядит хоть сколько-нибудь достойно, является Долорес Амбридж, но опять же, не благодаря стараниям режиссера, а потому, что актрисе Имелде Стонтон с ее опытом не стоило особого труда вжиться в хрестоматийный образ английской старой девы.

Но самый главный недостаток творения Йейтса даже не в рваном повествовании и чрезмерном почтении к тексту Джоан Роулинг. Это было бы еще полбеды. В "Ордене Феникса" нет даже намека на магию. Нет, речь вовсе не о сполохах разноцветного огня, вылетающих из палочки Дамблдора, или говорящих портретах. А о той атмосфере, которая и обеспечила всей "поттериане" столь удивительный успех во всем мире.

Дэвид Йейтс снял унылое и малопонятное кино про то, как недостатки родителей начинают активно проявляться в детях в период полового созревания, про то, как зачерствевшие взрослые пытаются навязать свое мировоззрение подрастающему поколению, про то, как некое вселенское зло в очередной раз хочет, но не может, извести юношу в круглых очках.

Фильм обречен на кассовый успех, ибо под маркой "Гарри Поттер" можно спокойно выпустить на экран совершеннейшую бессмыслицу, и даже она привлечет в кинотеатры зрителей по всему миру. Но при чем тут, собственно, был "Орден Феникса", так и осталось загадкой.

Андрей Воронцов