Калисто Танци (Calisto Tanzi) и Фаусто Тонна (Fausto Tonna), бывшие глава и финансовый директор итальянского производителя продуктов питания Parmalat, предстанут перед судом по делу о банкротстве компании в 2003 году. Это было одно из самых крупных европейских банкротств и личный крах Танци, основавшего молочную компанию свыше сорока лет назад.
Калисто Танци и еще 15 человек уже являются участниками начавшегося в сентябре 2005 года отдельного процесса о недостоверном бухгалтерском учете и обмане участников миланского фондового рынка.
Финдиректор же Parmalat, Фаусто Тонна, получил свое еще в июне 2005 года - его приговорили к двум с половиной годам тюрьмы за манипулирование фондовым рынком, публикацию поддельной отчетности и нарушения правил, установленных рыночным регулятором Consob. Вместе с Тонной приговоры получили еще десять человек.
Пармский судья Доменико Труппа также не ограничился только двумя обвиняемыми: суд определит, какую роль в банкротстве сыграли еще 21 человек, в том числе Джованни Танци (Giovanni Tanzi), брата Калисто, и Доменико Барилли (Domenico Barilli), ранее руководившего сбытом в Parmalat.
Попали в список скорбный и итальянские банкиры. В частности, председатель инвестбанка Mediobanca Чезаре Джеронци (Cesare Geronzi) обвиняется в умышленном доведении компании до банкротства, в то время как бывший гендиректор банка Capitalia Маттео Арпе (Matteo Arpe) - в преступном бездействии. По словам итальянского юриста, которые приводит Bloomberg, это весьма серьезные обвинения, который до сих пор не предъявлялись никому из банковских топ-менеджеров в Италии.
Даже если банкирам удастся доказать свою невиновность, их ждет долгое разбирательство с нынешним главой Parmalat - Энрико Бонди (Enrico Bondi). Считая, что банки Parmalat должны были знать о финансовом состоянии компании до дефолта, и не увеличивать кредитный лимит, он подал иски против 70 кредитных организаций.
Его цель - возместить недостачу в 13 миллиардов евро, приведшую Parmalat к банкротству, и в итоге лишившую 135 тысяч итальянских инвесторов их сбережений. Бонди, подозревающий банкиров в помощи нечистым на руку менеджерам Parmalat уже удалось получить около 900 миллионов долларов в качестве возмещения ущерба.
Действительно, некоторым банкирам удалось заработать даже на банкротстве своего заемщика. Банк Capitalia, например, в июне избавился от своих 5,1 процента Parmalat, полученных в обмен на долги компании. Эта доля в очнувшемся от кризиса Parmalat принесла Capitalia 270 миллионов евро, причем 53 из них составила прибыль.
На полях стоит отметить: то, что сейчас называется Parmalat - это компания, созданная в октябре 2005 года на руинах старой корпорации. Созданный в 1961 году Parmalat исчез в декабре 2003 года, когда в группе компаний была введена временная администрация. Параллельно была создана компания Cimabue S.r.l., которая не работала до 19 июля 2004 года, когда ее преобразовали в акционерное общество, увеличили капитал с 10 до 120 тысяч евро и переименовали в Parmalat S.p.A.
Новая компания по соглашению с кредиторами получила все активы старой. Изменилась лишь структура собственности - большинство договоренностей подразумевали обмен долгов кредиторам на активы группы. Проще говоря, Parmalat расплатился натурой. Поэтому неудивительно, что осенью 2005 года итальянская компания вышла на Миланскую биржу - полученные деньги пошли на уплату долга компании.
Недостача в 13 миллиардов евро обнаружилась в конце 2003 года, и в восемь раз превышала заявленную. Некоторое время компания утверждала, что располагает 3,95 миллиарда евро, лежащими на счетах Bank of America, и принадлежащих Bonlat, "дочке" Parmalat. Затем Bank of America объявил, что этих счетов не существует, и Parmalat немедленно обанкротилась.
Дело Parmalat за его размах, запутанность и значимость называют "европейским Enron". Тут следует уточнить - Enron до скандала просуществовал на рынке всего 16 лет, в то время как Parmalat, начавшаяся давным-давно с фабрики по пастеризации недалеко от Пармы, свыше сорока.
Калисто Танци, основавший компанию сразу по окончании колледжа, посвятил ее развитию всю свою жизнь. Даже сейчас, возродившись из пепла, компания внушает уважение своими размерами - в Parmalat работает 36 тысяч человек, а пять тысяч молочных ферм поставляют продукцию в 140 производственных центров.
Началом конца Parmalat принято считать 1997 год, с которого началась экспансия Parmalat на мировой рынок, и, в частности, в западное полушарие. Скупка активов производилась на заемные средства, а к 2001 году большинство приобретений оказалось убыточным.
В феврале 2003 года финдиректор Фаусто Тонна неожиданно попытался выпустить облигации на полмиллиарда евро. Эта не согласованная с Танци попытка стоила ему поста. Новый финдиректор, Альберто Феррарис (Alberto Ferraris), весьма быстро обнаружил, что не может получить некоторые из бухгалтерских документов. Феррарис ушел со своего поста в ноябре, а в декабре за ним последовал сменивший его Лючиано Дель Солдато (Luciano Del Soldato), ранее занимавший должность главного бухгалтера.
Тонци также ничего не оставалось, как покинуть компанию, уступив свое место антикризисному управляющему Энрико Бонди.
Можно долго сравнивать крахи разных компаний, но этот - один из самых скорых.