В воскресенье 29 июля в Париже завершится самая престижная велогонка "Тур де Франс". В последние годы болельщики привыкли, что главные события многодневки происходят не на трассе, а на пунктах допинг-контроля. Спортсмены и допинг-контролеры в очередной раз не подвели: последним скандалом "Большой петли" - 2007 стало отстранение лидера Микаэля Расмуссена.
Главное в истории со снятием 33-летнего датчанина с "Тур де Франс" - то, что допинга в его организме обнаружено не было, хотя, по словам самого Расмуссена, по ходу веломногодневки у него брали пробы 17 раз. Лучшее объяснение происходящему дал директор "Большой петли" Кристиан Прюдомм, заявивший, что всем надоели "дерзость и вранье" гонщика.
Расмуссен захватил лидерство в "Тур де Франс" 15 июля. 25 числа он выиграл очередной этап, и за четыре дня до окончания гонки мало у кого оставались сомнения, что датчанин не упустит лидерства. Вечером 26 июля он уже не был участником многодневки, причем решение об отстранении гонщика было принято его собственной командой Rabobank.
Впервые о подозрениях в адрес Расмуссена стало известно в конце прошлой недели. 8 мая и 28 июня спортсмен должен был пройти допинг-контроль, но сообщил Датскому союзу велогонщиков (DCU), что занят подготовкой к "Тур де Франс" и отказался назвать место, где именно он был этим занят. Представители DCU если и искали Расмуссена, то не нашли, после чего исключили его из состава национальной команды.
Решение DCU, поддержанное Олимпийским комитетом Дании, означало, что гонщик не сможет участвовать в чемпионате мира и Олимпийских играх. К тому времени, когда принимались эти решения, Расмуссен уже лидировал в "Тур де Франс". Он почти каждый день успешно проходил допинг-пробы, но попался на вранье.
Когда стало известно, что в мае и июне лидер Rabobank "косил" от допинг-тестов, команда, видимо, потребовала от Расмуссена объяснений. Гонщик, оправдывая тезис о своей недоступности для проверок, рассказал, что перед "Тур де Франс" тренировался в Мексике. Искать его в этой стране вряд ли могло придти кому-нибудь в голову, но нашелся свидетель, который в указанный период времени видел Расмуссена совсем в другом месте.
Бывший велогонщик Давиде Кассани рассказал, что в середине июня датчанин тренировался в Италии. Команда Rabobank не стала покрывать своего лидера и объявила, что Расмуссен не выйдет на 17-й этап "Тур де Франс". Вечером в среду сохранялась вероятность, что с гонки снимется вся команда, но до этого не дошло.
Через несколько часов после скандала найти достоверные свидетельства о том, где и чем занимался Расмуссен в мае и июне, невозможно. Сам спортсмен уже назвал себя жертвой, упирая в основном на то, что все 17 допинг-проб, взятых у него во время гонки, дали отрицательный результат. В любом случае, это не дает ответа на вопрос, почему ранее датчанин отказался пройти всего две проверки.
Если Расмуссен действительно не боится допинг-контроля, то непонятно, зачем он "отправил" себя в Мексику. Если гонщик на самом деле какое-то время тренировался в этой стране (например, тогда, когда за ним не наблюдал Кассани), то выбор места подготовки нельзя не признать очень странным. Очевидным неудобством является смена часовых поясов и акклиматизация, из-за которой спортсмен может растерять набранную форму.
Вопрос "виновен ли Расмуссен?" пока остается без однозначного ответа. Действия команды Rabobank при желании можно трактовать как попытку выйти из сложного положения с минимальными потерями и не дожидаться, пока у гонщика найдут допинг. Президент Международного союза велогонщиков Пэт Маккуэйд одобрил решение Rabobank, но задался вопросом, почему команда выяснила все обстоятельства подготовки Расмуссена только сейчас.
Общественное мнение давно было не на стороне датского спортсмена. Перед началом 16-го этапа болельщики освистали лидера "Тур де Франс", а многие участники многодневки публично высказывали сомнения в том, что высокие результаты Расмуссена являются следствием только спортивных достоинств гонщика.
Главный скандал "Тур де Франс" - 2007 был подготовлен тремя другими допинговыми историями. 8 июня (за месяц до начала гонки) Патрик Зинкевитц не прошел тест, показавший повышенный уровень тестостерона. Швейцарец потребовал вскрытия пробы В и воспользовался правом стартовать на "Большой петле".
Финиш вряд ли получился таким, как ожидал Зинкевитц: на восьмом этапе (15 июля) он врезался в одного из зрителей и попал в больницу, где и ожидает повторных результатов допинг-пробы. Они должны стать известны 29 июля - в день, когда в Париже завершится "Тур де Франс" - 2007.
В понедельник 23 июля лидер команды "Астана" Александр Винокуров (Казахстан) был уличен в переливании крови - трансфузии. Современные методы позволяют определить, являются ли эритроциты (основной элемент крови) "новыми" или "подержанными". В первом случае спортсмен получает значительное преимущество, что в случае с Винокуровым было доказано дважды.
Гонщика, который считался одним из фаворитов "Тур де Франс", уличили в переливании крови после 13-го и 15-го этапа, каждый из которых Винокуров выиграл. Пока неясно, какую кровь использовал казах - чужую или свою, заготовленную заранее, однако принципиального значения это не имеет. "Спортивный вампиризм" стоил участия в "Большой петле" не только Винокурову, но и всей команде "Астана", которой рекомендовали сняться с гонки. Предложение было сделано таким образом, что отказаться от него оказалось невозможно.
Последние события, которые до отстранения Расмуссена казались громкими, произошли в тот же день 25 июля. Перед стартом 16-го этапа часть гонщиков провела акцию протеста против подсевших на допинг коллег, отправившись на дистанцию с задержкой. Некоторые из не присоединившихся к демаршу участников вынуждены были поднимать велосипеды над головой и выходить на свободную дорогу пешком.
Часть этапа проходила по территории испанской провинции Наварра, где террористы ЕТА (Euskadi Ta Askatasuna - "Баскония и свобода") взорвали маленькую бомбу. Жертв, к счастью, удалось избежать. Испанская газета El Pais сообщила, что бомбы могут быть заложены на всей протяженности этапа, но и эта угроза оказалась ложной.
Когда гонщики были на дистанции, стало известно о положительном результате допинг-пробы итальянца Кристиана Морени, у которого, как и у Зинкевитца, оказалось слишком много тестостерона. Морени сразу после финиша попал в руки полицейских, которые также обыскали гостинцу, где остановилась команда Cofidis. О результатах проверки пока ничего не известно, но гонщики Cofidis в "Тур де Франс" больше не участвуют.
Последствия скандалов на 104-й в истории "Большой петле" на этот раз могут выйти за рамки индивидуальных и командных наказаний. Вице-президент Всемирного антидопингового агентства (WADA) Жан-Франсуа Лямур заявил, что велоспорт должен быть исключен из программы Олимпийских игр. Слова чиновника вряд ли являются личным мнением, которым он решил поделиться с общественностью.
Некоторые немецкие телеканалы прекратили освещать "Тур де Франс" в связи с допинговыми скандалами. Их зрители могут не знать, что после отстранения Расмуссена новым лидером гонки стал испанец Альберто Контадор. Во всяком случае, до вскрытия очередных допинг-проб.