Утром 29 июля 2007 года в 4:16 по московскому времени грузовой самолет Ан-12, принадлежащий компании "Атран", вылетел из аэропорта "Домодедово" и через несколько минут пропал с экранов радаров. Вскоре в четырех километрах от взлетно-посадочной полосы между деревней Семиврага и Домодедовским кладбищем были найдены обломки разбившегося авиалайнера. Из находившихся на борту семи членов экипажа выжить никому не удалось.
К месту падения были направлены три поисково-спасательных отряда, четыре пожарных расчета, а также аварийно-спасательная группа аэропорта "Домодедово". Горящие обломки, разбросанные на площади около одного квадратного километра, тушили почти три часа. По словам представителя аэропорта, самолет упал с высоты 300 метров и полностью сгорел. При падении самолет отклонился от курса на два километра, на месте его падения жертв и разрушений не было. Специалисты нашли все три черных ящика, находившихся на борту, которые были отправлены на экспертизу в Межгосударственный авиационный комитет.
Вскоре выяснилось, что один из черных ящиков расшифровке не подлежит. Параметрический бортовой самописец находился в очаге пожара и подвергся интенсивному тепловому воздействию, в результате которого магнитная лента регистратора была полностью разрушена. Тем не менее, звуковой бортовой регистратор в огне не пострадал, и в настоящее время специалисты МАК ведут прослушивание и протоколирование переговоров экипажа.
Самолет с бортовым номером 93912 следовал по маршруту Домодедово - Омск - Братск. На борту лайнера находились командир корабля Игорь Золотов, второй пилот Чернышов, штурман Коробков, бортмеханик Поляков, радист Комарский, оператор Усачев и механик Сорокин. Как сообщили в авиакомпании "Атран", экипаж был опытным, каждый из его членов был профессионалом, имевшим большой налет часов. Руководство авиакомпании заявило, что семьи погибших получат материальную помощь.
По факту крушения грузового самолета прокуратура возбудила уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
В настоящее время следователи затрудняются назвать причины крушения самолета. По одной из версий, авиалайнер мог упасть оттого, что его летный ресурс был на исходе. Разбившийся Ан-12 находился в эксплуатации с 31 января 1964 года, а его ресурс истекал меньше чем через четыре месяца - 14 ноября 2007 года. Однако, как заявили в Минтранспорте, этот самолет исправно проходил все технические проверки, успешно прошел проверку он и перед рейсом в Комсомольске-на-Амуре.
Кроме того, в Росавиации сообщили, что версия о перегрузе также отпадает. На борту самолета находилось девять тонн груза, а грузоподъемность Ан-12 составляет 20 тонн, то есть самолет был загружен лишь наполовину.
Согласно еще одной версии, причиной трагедии мог стать отказ одного или сразу двух двигателей лайнера. Однако точную причину специалисты смогут назвать лишь после того, как будут расшифрованы все бортовые самописцы.
Артем Сторонов