Мир
22:25, 2 августа 2007

Свобода в обмен на оружие Сын ливийского лидера раскрыл подробности "дела медиков"

Вскоре после того, как осужденные в Ливии болгарские медсестры вернулись на родину, сын ливийского лидера Саиф аль-Ислам Каддафи дал интервью французской газете Le Monde, в котором рассказал об условиях освобождения медиков. С его слов, первостепенное значение в этой истории имеют два обстоятельства, о которых до сих пор не говорили официальные лица. Это, во-первых, контракт с Францией на поставки оружия в Ливию, во-вторых, вопрос о выдаче агента ливийских спецлужб, который находится в британской тюрьме.

Процесс над пятью медсестрами из Болгарии и палестинским врачом, которых ливийские власти обвинили в умышленном заражении ВИЧ более 400 детей, длился восемь лет. За это время подсудимых трижды приговаривали к смертной казни, однако всякий раз приговор отменялся, и все начиналось сначала. Под конец этого казавшегося бесконечным процесса события стали разворачиваться очень быстро. Предположения о том, что власти Ливии вовсе не жаждут справедливости, а пытаются решить некие политические задачи, появлялись в прессе регулярно. Теперь же такие выводы кажутся очевидными.

11 июля 2007 года Верховный суд Ливии утвердил очередной смертный приговор. 17 июля Высший законодательный совет заменил его на пожизненное заключение. А между этими двумя событиями стоит подписание семьями зараженных детей прошения об отмене казни. С такой просьбой к властям своей страны пострадавшие ливийцы обратились тоже не по доброте душевной, а после получения денежных компенсаций в размере одного миллиона долларов за каждого ребенка. Размер компенсации стал результатом долгой торговли между Фондом Каддафи и Евросоюзом. К слову, из чьего конкретно кармана взялись эти деньги, в общей сложности 460 миллионов, точно неизвестно. Саиф аль-Ислам Каддафи, возглавляющий Фонд, рассказал французской газете, что средства были получены через Францию, однако чьи они, он не знает и может сказать определенно лишь то, что это не деньги Ливии. Каддафи младший пояснил, что ливийская сторона предпочла не задавать при получении средств лишних вопросов, чтобы никого не подвести.

Жизни медиков были спасены. Однако судьба их по-прежнему оставалась незавидной - пожизненное заключение в ливийской тюрьме вряд ли лучше смерти. Но прошло лишь несколько дней, и ливийские власти разрешили медсестрам и врачу отбывать наказание в Болгарии. Разумеется, по прибытии болгарский президент всех немедленно помиловал. Ливия выразила протест и вручила болгарской дипмиссии ноту, как будто кто-то всерьез полагал, что медиков отправят в тюрьму. При том, что Болгария на протяжении процесса настаивала на невиновности своих граждан. При том, что за осужденными в Ливию летал не кто-нибудь, а супруга Николя Саркози. При том, что незадолго до развязки палестинскому врачу Ашрафу Ахмаду Джуме дали болгарское гражданство - ясно, что не просто так, а для того, чтобы сделать возможной его выдачу европейской стороне.

Болгарские медсестры и палестинский врач. Фото AFP
Lenta.ru

Все ключевые события, приведшие к освобождению медиков, произошли в сжатые сроки, однако ясно, что к успешному разрешению ситуации стороны шли много лет. И сторон этих было явно более двух - в одиночку Болгария не вызволила бы своих граждан, да и целью Ливии было давление не на Болгарию.

Да, дети действительно были заражены. По словам самих медсестер, они работали в условиях чудовищной антисанитарии, и донорская кровь не проверялась до переливания. Однако произошедшее стало хорошей основой для большого скандала: медиков обвинили в намеренном заражении детей в результате заговора, в котором якобы были замешаны спецслужбы США и Израиля. Кадаффи-младший в своем интервью достаточно прямо говорит о том, что медики стали "козлами отпущения". Простые люди оказались не в то время не в том месте, и стали заложниками в большой политической игре.

По словам Саифа аль-Ислама Каддафи, в результате освобождения болгарских медсестер Ливия получила договор с Францией на поставку противотанковых ракет. Учитывая, что это первое соглашение о поставках оружия между Ливией и европейским государством, на что указал и Каддафи-младший, важность этого события трудно переоценить. Более того, идут переговоры о выдаче агента ливийских спецслужб, некоего Абеля Бассета аль-Меграхи, который в 2001 году был приговорен в Великобритании к пожизненному заключению за организацию взрыва пассажирского самолета над шотландским Локерби. Ливия в свое время вынуждена была признаться в причастности своих спецслужб к этому теракту, произошедшему в 1988 году, и выплатить компенсации семьям погибших. Информация о возможном обмене заключенных в Ливии медиков на заключенного в Великобритании аль-Меграхи просочилась в прессу еще в начале 2007 года. Теперь же Каддафи-младший подтвердил, что переговоры об этом ведутся, и результат ожидается положительный.

Саиф аль-Ислам Каддафи. Фото AFP
Lenta.ru

Причины, по которым Европа так долго билась за освобождение медиков и пошла на серьезные уступки, менее очевидны, но их не может не быть. Во-первых, дело чести любого государственного образования - отстаивать интересы своих граждан и защищать их жизни. Тем более, когда речь идет о Евросюзе, претендующем на ведущие роли в мировой политике. О каком авторитете ЕС можно будет говорить, если европейцев будут запросто судить за пределами Европы по сфабрикованным делам, да еще и приговаривать к смертной казни.

Во-вторых, хорошие отношения с Ливией той же Франции на руку. Известно, что это европейское государство работает сейчас над установлением партнерских отношений с африканскими государствами, бывшими прежде европейскими колониями. Договоренности об экспорте в Ливию французских ядерных технологий , достигнутые не без использования дела болгарских медсестер, называют первой большой победой Николя Саркози на посту президента Франции.

Таким образом, Ливия, вынужденная в свое время отказаться от собственной ядерной программы, получила доступ к ядерным технологиям, Франция получила рынок для экспорта, Болгария получила живыми своих граждан. Как отметил Саиф аль-Ислам Каддафи, в это игре было много участников, и она была построена таким образом, чтобы все остались удовлетворены.

Осталось узнать, удовлетворены ли шесть человек, проведшие в застенках восемь лет жизни, пока политики разбирались, кто кому и что уступит, а теперь вынужденные восстанавливать свое здоровье и собирать по частям покалеченную психику.

Люся Мовсесян

< Назад в рубрику